On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 442
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 19:33. Заголовок: балет - сезон 228


источник<\/u><\/a>



Праздничный балет в честь трагического персонажа

В Мариинском празднуют семидесятилетие одного из самых ярких персонажей советского балета — Юрия Соловьева. Семьдесят лет — не срок для танцовщиков, и это мог бы быть обычный день рождения с бодрым старичком в директорской ложе. Если бы в 1977 году Соловьев не покончил с собой. Смерть эта стала самым страшным обвинением не только брежневского застоя, но всего советского художественного безвременья. «Сломанная судьба» оказалась не просто фразой. Никакой праздник этого не поправит. Но все-таки.

Поминают Юрия Соловьева несколько странным образом. «Спящей красавицей» — примером того, что мужчине в феминистском царстве девятнадцатого века делать нечего. В этом балете есть поздняя советская вариация для солиста — чтобы ноги размять. Есть заплатка из туров по кругу — опять-таки советский новодел: чтобы и премьер мог сорвать аплодисменты. Но сам же театр анонсировал первой строкой в афише именно приму — Викторию Терешкину. Дамы приглашают кавалеров как бы. Что исторически справедливо для балета в целом. Но диковато — для того, чтобы отметить юбилей мужчины. И все же исторически совершенно правильно. Юрий Соловьев феноменально исполнял «Спящую красавицу». Но фокус в том, что единственная сильная мужская партия в этом балете коротка и задвинута в самый последний акт, через запятую среди других участников свадебного концерта, который дают французские сказки в честь Спящей красавицы с супругом. Партия называется Голубая птица. Выход, дуэт, соло, кода, вот и все. Юрий Соловьев исполнил ее в Париже так, что наутро газеты вопили о «Космическом Юрии» — но никто из обывателей не путал его с Юрием Гагариным. Соловьев и выглядел похожим образом: обаятельное русское лицо. Посланник мира. Покупайте советское. Социализм с человеческим лицом. Этим лицом можно было рекламировать что угодно. Тем не менее первое место в истории балета досталось его современнику Рудольфу Нурееву.

Сказать, что это несправедливо — не сказать ничего: это чертовски, обжигающе несправедливо. Рудольф Нуреев долго представлял собой сучковатый человеческий механизм со сцепленными от усердия зубами и напором отчаявшегося провинциала — кинопленка обвиняет. А Юрий Соловьев на кинопленке в дуэте с Габриэлой Комлевой проделывает такие антраша, что начинаешь сладострастно мычать — язык парализован от восторга. На юбилейный спектакль Мариинка выписала на Голубую птицу безвестного труженика по имени Алексей Тимофеев. Что тоже несправедливо. Или как раз наоборот: идеально доказывает, что заменить или затмить Соловьева до сих пор некому.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 73 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 1348
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.11 09:50. Заголовок: источник Радио лучш..


источник

Радио лучше Пруста
В Мариинском театре прошел бенефис Дениса Матвиенко

Анна Гордеева

В программе фестиваля «Звезды Белых ночей» в этом году два персональных вечера. Завтра свою программу на сцене Мариинского театра представляет Диана Вишнева, а Денис Матвиенко успел показать петербургской публике, что любит и что хочет танцевать в театре. Поскольку вот уже почти сто лет бенефисы никаких денег герою не приносят, возможность такого заявления о своих пристрастиях — единственный его профит от торжественного вечера.

Две одноактовки, меж ними — отделение, отданное дивертисменту. Начали с «Рубинов» Баланчина — со спектакля, в котором искренний интерес хореографа-классика к сверкающему рекламой Бродвею припорошен отменной иронией, дивными шуточками мастера. Танцовщик среди одетых в алые платьица див — что-то вроде ковбоя в салуне: он и знает себе цену, и все равно слегка ошалевает от обилия красоток. Чуть преувеличенные жесты, намеренно смешливые па — вот он сам прямо-таки и лошадь, и наездник, ноги выбрасываются поочередно вперед, руки будто правят лошадкой. Тут очень важно выдержать грань: не заморозить текст, не сделать его сверхклассическим (тогда выходит нелепость) и не перебрать с юмором, не превратить балет в балаган. Матвиенко чуть переборщил с хохмами — его ковбой как-то слишком разгулялся, герою явно не хватало некоторого все же подразумевающегося благородства манер. Ладно, в этот раз оказалось, что бравый парень приехал уж вовсе из глубинки и даже пристойный салун видел в первый раз.

Концертное отделение говорило о том, что Матвиенко (четырнадцатый рабочий сезон, киевская школа, Мариинский — Большой — Михайловский — снова Мариинский театр) хочет видеть себя танцовщиком мира, для которого нет никаких ограничений. А кто у нас первым стал танцовщиком мира? Правильно — Рудольф Нуреев. Соответственно, Матвиенко поставил в программу сочиненный великим беглецом монолог принца Дезире из «Спящей красавицы», — безумную коллекцию арабесков и антраша. Нурееву не хватало текста в «Спящей» для себя, и он нафаршировал старинный балет таким количеством мужских танцев, что и принцесса Аврора как-то потерялась в этой истории. Для того чтобы такой самовлюбленный монолог производил впечатление, надо обладать удивительной музыкальностью, ведь непросто приспособить набор трюков к нежнейшей мелодии Чайковского, что льется из оркестровой ямы. Бенефициант музыку не заметил вообще — он откатывал программу сам по себе и только собой интересовался.

Еще одно обязательное свойство танцовщика мира — наличие в репертуаре сочинений Ролана Пети. Тезис спорный — многие обходились без этого бульварного автора; впрочем, очень многие его действительно танцевали. Вот Денис Матвиенко и вышел в дуэте из балета «Пруст» с Константином Зверевым — и это была самая веселая часть вечера.

Потому что этот дуэт — про соблазнение, про таяние одного мужчины в объятиях другого. Его отлично танцуют эльфы из Парижской оперы — аристократы, самый томный жест которых не выглядит пошлым. Танцовщикам Мариинки тема явно неблизка — и что получилось? Забирается один парень на плечи к другому — зачем? Чего хочет? Куда карабкается? Похоже, что с помощью товарища собрался перебраться через забор. Один к другому наклоняется проверить, не слишком ли много тот принял на грудь, что лежит почти в обмороке? Соседка-зрительница объясняла ребенку, что дяди занимаются утренней гимнастикой. Ну в некотором роде.

И только «Радио и Джульетта», балет Эдварда Клюга, показанный в третьем отделении, пришелся герою вечера совершенно впору. Эта версия шекспировского сюжета, сочиненная на музыку Radiohead, была придумана хореографом для Словенского балета в Мариборе, которым он руководит. Денис Матвиенко вместе с женой Анастасией не раз танцевали в концертах дуэт из этого спектакля, а теперь привезли полную версию на бенефис.
Шесть танцовщиков, одна балерина. Не подробный пересказ истории о веронских влюбленных, но конспект, краткие зарисовки сцен. Даже неважно, кто есть кто (кроме главных героев) — все танцовщики участвуют в драке (изумительной красоты сцена, где каждая секунда — новый рисунок сцепившихся тел, новое кружево, сквозь которое просвечивает задник), все по очереди оказываются рядом с «идущей к алтарю» Джульеттой. Главное, что роднит эту одноактовку с шекспировской трагедией, — темп событий. В хрестоматийной пьесе герои спешат жить — здесь спешат двигаться: такого ритма сцена Мариинки не видела давно.

Все движения выточены, композиция выстроена железно. С самого начала, когда идет показ видеофрагмента (мы вместе с камерой как бы входим в старинный дом, где на современной кровати спит Джульетта) и до самого конца, когда умирающая героиня, сидя на авансцене, просто резко скашивает голову вбок — как куренок, которому кто-то невидимый свернул шею, — набор из нежности влюбленной пары и злобы окружающего мира явлен образом необходимым и достаточным. И исполнено все задуманное точно: пять танцовщиков из Марибора (в том числе и сам Клюг), а также сам Денис с Анастасией Матвиенко двигаются в стремительном ритме, полностью совпадая с музыкой.

Может быть, ровно это и нужно? Текст, в котором можно продемонстрировать собственную виртуозность (Денис Матвиенко отличный «технарь» и свой Гран-при на позапрошлом московском конкурсе получил не зря), а не меланхолические истории, непонятные и непроживаемые танцовщиком? Матвиенко выстраивает свою жизнь в здоровом ритме внятной работы, толковых заработков, достойной семейной жизни — и что ему страдальческие монологи эльфов и странников? Не все тексты актер может исполнять — даже если может воспроизвести их ногами. И нет ничего обидного в таком уроке бенефиса.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1349
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.11 09:54. Заголовок: источник Бенефис Д..


источник


Бенефис Дианы Вишневой

Бенефис Дианы Вишневой будет демократичным и интернациональным

Диана Вишнева, устраивая свой бенефис, не оглядывается назад, не демонстрирует достижения и завоевания. Хотя, казалось бы, вот у кого трофеев – и ролей, и всяких там наградных статуэток – предостаточно. Но интерес для нее представляет не то, что было, а то, что будет, мир широк, любопытство еще шире – балерина и сама стремится поучаствовать в новой для нее хореографии, и друзей приобщает к незатрепанному репертуару. В этом году главным событием ее бенефиса станет премьера балета Марты Грэм «С поручением в лабиринте».

Спектаклей первой леди американского модерна ни в одном театре нашей страны еще не ставили. Грэм, появившаяся на свет в конце позапрошлого века и прожившая почти столетие, всю свою сознательную жизнь вела борьбу за изменение представлений о танце. Она терпеть не могла истонченных балеринок, пташек в серебряных клетках. Грэм и артистки ее труппы пропагандировали совсем другой женский образ – в нем в равной мере сочетались сила, здоровье и красота. Нет вредным для здоровья (по убеждению Грэм) пачкам и уродующим стопы пуантам. Да – свободной тунике, большому жесту, сверхэкспрессии. На взгляд балетных, наблюдавших в тридцатые за растущей славой Грэм, ее танцовщицы вели себя просто неприлично – ведь в балете даже умирать от отчаяния надо было изящно. Но Грэм презирала все эти приличия – ей важен был громоподобный эффект движения, и она его добивалась. И сюжеты она брала масштабные – то из Библии, то из греческой мифологии.

Вот и спектакль «С поручением в лабиринт», основанный на мифе о Минотавре, длится всего 15 минут, на сцене всего два персонажа, но это – Большой балет.

Грэм в мифе заинтересовала Ариадна, которая, как известно, проложила дорожку-нитку своему возлюбленному Тесею, чтобы тот вышел из лабиринта с убитым монстром.

Грэм превратила миф о Минотавре в историю о том, как женщина сражается с собственными страхами. Никакой герой в этом не поможет – все сделать надо самой. Пройти, вздрагивая, по ниточке, вступить в сражение с чудищем – и одержать победу. Можно только гадать, как проведет этот бой Диана Вишнева. (Ее Минотавром будет Бенжамин Шультц из Martha Graham Dance Company.)

Кроме прогулки по лабиринту, прима предложит нам маленький визит в «Парк» Анжелена Прельжокажа – и тут важно, что ее партнером в фантастическом «поцелуйном» дуэте будет берлинский худрук, мировая звезда Владимир Малахов. Пара так понимает друг друга, что каждое (редкое!) выступление их убеждает зрителя в стопроцентной подлинности рассказываемой love story. Еще Малахов появится в «Умирающем лебеде» – нет-нет, никаких пачек и перьев, версия Мауро де Кандиа включает намеки на привычные жесты балерины, но к пародии никакого отношения не имеет, просто чуть горьковатые заметки о том, что человеку хочется и что дано на самом деле. Еще – незнакомый прежде петербуржцам Форсайт в исполнении Ноа Гелбера и Кати Марковской и визит этуалей Парижской оперы Орели Дюпон и Эрве Моро. Никакой торжественности и скуки. Бенефис балерины без страха и упрека. Текст: Анна Гордеева

Бенефис Дианы Вишневой
23 июня Мариинский театр


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1350
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.11 09:27. Заголовок: источник Выпуск № ..


источник

Выпуск № 113 от 23.06.2011
Танцующий бриллиант

Со вчерашнего дня в главном здании Музея театрального и музыкального искусства открыта выставка «Движение никогда не лжет», посвященная пятнадцатилетию творческой деятельности прима-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой
Полина ВИНОГРАДОВА

Первая в этих залах экспозиция, рассказывающая о нашей современнице, подготовлена собственно театральным музеем, Санкт-Петербургским международным центром фестивалей и праздников и Фондом Дианы Вишневой.

Любоваться одной из самых красивых танцовщиц в мире можно до конца лета. Кроме того, несколько раз в неделю здесь будут демонстрироваться документальные фильмы, записи спектаклей и кинофильм «Бриллианты» Рустама Хамдамова, который в этом году Диана Вишнева лично представляла на Венецианском кинофестивале.

«Я не собираюсь подводить итоги, но хочу рассказать, чем сегодня живу и дышу», – сказала Диана Вишнева перед тем, как позволить зрителям заглянуть в тот мир, который на протяжении пятнадцати лет создавала в буквальном смысле руками и ногами, воплощала на сцене.

Рассказ из первых уст журналисты услышали на предварительной пресс-конференции. Никаких подробностей – артисты не любят много говорить до премьеры. На сегодняшнем бенефисе в Мариинском театре Диана Вишнева станцует спектакль Марты Грэм «Лабиринт» – рассказанный языком танца миф о лабиринте Минотавра. «Чтобы танцевать спектакли Марты Грэм, нужно быть внутри очень сильной женщиной». Уже в конце сентября состоится петербургская премьера балета звездного хореографа Эдуарда Лока. В октябре Диана Вишнева покажет новую программу «Диалоги». Два балета специально для петербургской балерины поставили Джон Ноймайер (именно его балет дал название программе), Поль Лайтфут, и третьим номером значится упомянутый «Лабиринт».

Присутствовавшая на встрече русско-американский критик Нина Аловерт удивлялась смелости Дианы: «Никто из классических танцовщиков раньше не танцевал балеты Марты Грэм, ни сама хореограф, ни ее коллектив в России никогда не были...».

Хотелось долго расспрашивать героиню, каково это – нести ответственность за спектакли, подаренные в личное пользование без права передачи мэтрами современного балета; каким образом ей удается быть лучшей в классическом танце и одновременно одной из самых отчаянных исполнительниц танцевального авангарда? Как можно так ловко балансировать между двух огней: сначала танцуя в Мариинском «Жизель» и там же эротичный, провокативный «Парк» Прельжокажа, – и без выходных репетировать «Анну Каренину», которую вскоре петербургская труппа покажет в «Метрополитен-опера» во время американских гастролей?..

Многим журналистам в основном было интересно, почему Диана Вишнева отказалась от роли в фильме «Черный лебедь» и чем она питается. А балерина хотела поговорить о картине «Бриллианты», где сыграла главную роль, и о работе, которой так увлечена, что не замечает чувство голода. Однажды упала в обморок. Такая неистовая самоотдача вызвана потребностью во всем достигать совершенства.

В какой-то момент Диана Вишнева замолчала и робко добавила: «Все твердят: слава, поклонники, гала... А я, бывает, сижу на ступеньках своего коттеджа совершенно одна... Я не чувствую себя звездой».

Но красота в состоянии покоя недоступна взорам широкой публики. В музейных залах не удалось создать хотя бы видимость передышки. Красота и тут в непрерывном движении: на развешанных повсюду видеоэкранах сменяются фрагменты из спектаклей; на фотографиях чередуются классические постановки и авангард (один из самых смелых экспериментов Дианы Вишневой – постановка «Силенцио» Андрея Могучего и Алексея Кононова), цыганка Кармен в алом платье и порывистая Брунгильда в Ring um den ring Мориса Бежара («Кольцо нибелунга» или «Кольцо в кольце»). В витринах – костюмы спектаклей.

Отдельный стенд отдан светской хронике. Балерина с таким-то и такой-то, там и здесь, в дизайнерских платьях и на красной дорожке... Перечислять утомительно, как и рассматривать соответствующие разделы в глянцевых журналах. Другой стенд гораздо интереснее – фотохроника пятнадцати творческих лет, калейдоскоп из любительских кадров. С дедушкой на рыбалке. С Уильямом Форсайтом на репетиции. Первоклашка. Кармен на Международном конкурсе юных артистов балета в Лозанне (первая в жизни золотая медаль).

«Столько всего достигнуто, а ведь очень молодая... Вам повезло», – я так и не поняла, к кому именно обратился знаменитый танцовщик Дезмонд Ричардсон, приехавший на вернисаж. Наверное, надо было возразить: это ему повезло танцевать с нашей Дианой, но понятно же, что именно он имел в виду. Вишневу неоднократно звали стать ведущей солисткой Американского театра балета (кстати, с этим коллективом хореограф Алексей Ратманский подписал контракт до 2023 года). Но она предпочитает и дальше идти собственным путем – со служебного подъезда Мариинского театра.

В углу скромно висит снимок, сделанный французом Патриком Демаршелье для журнала Vogue, где эта девочка, которая якобы ничуть не изменилась и остается юной, пристально смотрит демоническим взглядом Черного лебедя.

ФОТО Вячеслава ГУРЕЦКОГО

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1354
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.11 00:21. Заголовок: источник Без мужско..


источник

Без мужской поддержки
Диана Вишнева отметила свое 15-летие


Фото: Валентин Барановский / Коммерсантъ

На сцене Мариинского театра состоялся бенефис Дианы Вишневой, которым балерина опровергла афоризм "Короля делает свита". Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Героиня вечера выступила в четырех контрастных номерах, все появились в ее репертуаре в последние годы, так что бенефис оказался своего рода отчетом о достижениях. Они впечатляют, но впечатлили бы больше, если бы были достойно поддержаны партнерами. Увы, с мужчинами Диане повезло лишь наполовину.

Премьер театра "Ла Скала" рослый красавец Роберто Болле в дуэте из "Дамы с камелиями" Джона Ноймайера выглядел сущим школьником, признающимся в недозволенной любви к учительнице. А так как это адажио лишено всякой недосказанности (Арман срывает платье с Маргариты, и, катаясь по полу, любовники вполне недвусмысленно занимаются сексом), робость кавалера и его ненадежность в поддержках составили изрядную проблему для балерины — актерскую в первую очередь. Диане, обезоруженной отсутствием домогательств, пришлось акцентировать внимание на болезненности своей героини — полуобморочное состояние чахоточной куртизанки убедительно объясняло недостаточный пыл ее любовника. И лишь те счастливцы, которые видели балерину в этом же дуэте с неистовым Марсело Гомесом, знали, какого экстатического танца лишилась публика бенефиса.

Второй, не менее откровенный любовный дуэт — финал "Парка" Анжелена Прельжокажа — оказался неполноценным опять-таки не по вине балерины. Мировая звезда Владимир Малахов, крестный отец Дианы в ее международной карьере (именно он, интендант берлинской Штаатсопер, в 2002 году сделал ее guest star), провел роль так, будто его герой занимался сексом неделю без передышки и сейчас находится в крайней степени истощения. Учитывая, что хореограф Прельжокаж активную роль в этом дуэте отдал даме, складывалось неловкое впечатление, что героиня своим сладострастием способна угробить партнера. Впечатление укрепилось после сцены с длительным поцелуем. Господин Малахов, соединившись губами с партнершей и разведя руки, отклонился на 90 градусов, зафиксировав балерину в горизонтальной поддержке. Из этого статичного положения он не сумел взять нужный форс для предстоящего вращения, отчего вместо упоенного кружения по сцене с развевающейся партнершей вышло весьма натужное проворачивание, не оставившее сомнений в тяготах любовной доли.

Достойным Дианы оказался лишь неугомонный афроамериканец Десмонд Ричардсон: пусть боевой поединок из "Поворотов любви" провели скорее два атлета, чем два любовника, их телесное совершенство искупило несколько избыточную акробатичность хореографии.

А самым значительным событием вечера стало его начало: в первом отделении Диана Вишнева исполнила балет Марты Грэм "Лабиринт". Впервые отечественная публика получила возможность познакомиться с творчеством ключевой фигуры американского модернизма ХХ века. "Лабиринт", поставленный в 1947 году на специально написанную музыку Джана Карло Менотти, относится к "греческому циклу". Из мифа о Минотавре Марта Грэм удалила все на ее взгляд лишнее, в том числе и Тезея. В ее трактовке Минотавр — это темные инстинкты, обитающие в каждом из нас. Поэтому в балете Ариадна борется не только с громадным полуобнаженным мужчиной с привязанными к голове рогами и руками, распяленными суковатой палкой,— она сражается с необъяснимой притягательностью этого чудовища.

64-летний "Лабиринт" оказался спектаклем, не подверженным времени. Оформленный Исаму Ногучи с японским лаконизмом, он столь же лаконичен в отборе выразительных жестов, поз, движений и взаимодействий и даже в статике сохраняет предельную экспрессивность. Для классической балерины сочетание самоанализа с монументализмом — испытание почти непреодолимое. Однако ни хрупкость, ни многолетняя привычка к выворотности, ни недостаточное владение техническими тонкостями системы modern не помешали Диане Вишневой передать всю значительность хореографии Грэм. И как раз в этом случае партнер ей помог — могучий бритоголовый Бен Шультц сообщил спектаклю ту необходимую степень условности и самоотдачи, без которой немыслимо возрождение балетов американской модернистки.

В трехчастном концерте танцевали коллеги Дианы Вишневой, балерины и первые танцовщики из лучших трупп. Но танцевали они такой убитый репертуар и так, мягко говоря, скромно, что лишь понизили художественную значимость бенефиса. Судя по всему, бенефициантке лучше не делить свои вечера ни с кем.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1355
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.11 09:30. Заголовок: источник 27 июня, 0..


источник

27 июня, 00:05

Судьба, взятая за рога
Диана Вишнева сразила Минотавра


Анна Гордеева

Пятнадцатый сезон работы прима Мариинки отметила бенефисом на родной сцене — и этот вечер принес лучшую премьеру заканчивающегося сезона.

«С поручением в лабиринте» — так на самом деле называется маленькая одноактовка, сочиненная Мартой Грэм в 1947 году. На петербургской афише возник просто «Лабиринт» — театр, видимо, боялся, что название покажется публике слишком сложным. Опасения были напрасны: билеты были распроданы почти мгновенно, задолго до того, как на сайте театра появилась полная программа вечера. Народ шел не на Марту Грэм, чьи сочинения в нашей стране известны только специалистам и самым продвинутым балетоманам, — труппа первой леди американского модерна ни разу за 80 лет истории не приезжала к нам на гастроли. Народ шел смотреть на любимую балерину, доверяя ее вкусу в выборе нового репертуара. И балерина своих почитателей не подвела.

Черный задник, на нем сломанная белая линия (молния?), луна и висящая рядом с луной нарисованная белая птица. (Сценографией занимался американский скульптор и ландшафтный дизайнер Исаму Ногучи). Из декораций — лишь стоящая на авансцене большая рогатина; в этом лабиринте просторно и пустынно. Потому что Марта Грэм не пересказывала греческий миф — воспользовавшись им, она придумала свою историю и местом действия стала душа главной героини.

В мифе, как известно, герой Тесей возмутился тем, что побежденные в войне Афины вынуждены регулярно отсылать на остров Крит молодежь для кормления Минотавра — получеловека-полубыка; юнцов отправляли в лабиринт, где обитало чудовище, они не могли найти дороги обратно и по очереди становились пищей для зверюги. Тесей вписался в очередную группу, предназначенную к отправке, а влюбившаяся в него дочь критского царя Ариадна дала ему нитку, с помощью которой можно было разметить дорогу в лабиринте и выйти обратно. Тесей чуду-юду победил и убег, захватив с собой помощницу, — впрочем, когда девушка ему наскучила, он ее быстро бросил. Так вот в балете Марты Грэм есть Минотавр, есть нитка и есть Ариадна, а Тесея и в помине нет.

В лабиринт идет сама Ариадна. Светлая нитка извилисто проложена по сцене, и под мелодичную, но не слишком яркую музыку Джан Карло Менотти балерина следует по ней быстро-быстро. Руки подняты в стороны и от локтей согнуты вниз — будто героиня напряженно держит равновесие, двигаясь по мостку над потоком. И действительно, тут речь идет о равновесии, только не физическом — душевном. Это путешествие Ариадны у Марты Грэм — исследование себя, собственных страхов, она отправляется в свою душу, ее и изучает, ее и боится. Минотавр — это то, с чем, как ей сначала кажется, она не справится, и то, что она побеждает. Судьба, собственно говоря, ибо злейший враг человеку сам человек, Грэм была с этим согласна.

Зверем с мощными рогами на лбу стал в этот вечер солист Martha Graham Dance Company Бенджамен Шультц — и они с Вишневой составили дуэт просто образцовый. Вздувающиеся бугры мышц, тяжелая поступь зверя, мощная хватка, с которой он цепляет балерину, — танцовщик стопроцентно в образе, воплощенная пугающая сила. (А вышел потом на поклон — никаких шварценеггеровских мускульных кошмаров, нормально сложенный молодой человек.) И Диана — тонкая тень, трепет и стремление вперед, но и внезапно вспыхивающее торжество, и полыхающая мрачным каким-то огнем победа: когда она впрыгивает к стоящему Минотавру на колени и угрожающе наклоняется над ним, становится жаль уже редкое животное, представителя исчезающего вида. Вот эти балансы силы-слабости, испуга-торжества переливаются, меняются в спектакле и создают общее впечатление поразительно цельной, совершенно захватывающей истории. Балет графичен и яростен, легендарная экспрессия Марты Грэм воспроизведена Вишневой с фантастической самоотдачей. (Репетировала балет в Мариинском театре Мики Орихара — и это тот случай, когда при передаче текста не теряется ни грана смысла, ни оттенка интонации).

Собственно, после такой премьеры публику уже можно было отпустить по домам — ведь если говорить не о продолжительности, а о качестве спектакля, обязательства балерины перед поклонниками уже были выполнены. Но спектаклей длиною в пятнадцать минут у нас в театре не бывает, поэтому далее следовал концерт еще более чем на два часа.

В нем балерина появилась в трех дуэтах (из балета «Парк» с Владимиром Малаховым, из «Поворотов любви» с Дезмондом Ричардсоном и из «Дамы с камелиями» с Роберто Болле — и вымотанный, весь какой-то прозрачный от усталости берлинский худрук в знаменитом версальском «поцелуйном» вращении запросто затмил бодрых атлетов — и американца, и итальянца). Поклонилась своему педагогу в Вагановском Людмиле Ковалевой, пригласив в программу ее выпускницу этого года, — Ольга Смирнова и Сергей Стрелков аккуратно и нежно станцевали тихий лирический дуэт, поставленную Асафом Мессерером «Мелодию». Дала высказаться и коллегам по сцене, заодно представив и текущий репертуар Мариинки (от торжественных баланчинских «Бриллиантов», старательно проговоренных Алиной Сомовой и Андрианом Фадеевым, до потешного в своей пафосности «Спартака», который тщетно старались оживить Софья Гумерова и Илья Кузнецов). Порадовала фанатов и сольным номером Владимира Малахова — дивный танцовщик показал… «Умирающего лебедя». Нет, не того, что танцевала Анна Павлова и тыщи балерин после нее, а сочинение Мауро де Кандиа на ту же самую музыку Сен-Санса. Ни пачки, конечно же, ни перьев — к мужским пародиям на любимейший балеринский монолог эта маленькая вещь не имеет никакого отношения. В тексте есть намеки на старинный текст, руки иногда складываются по лебединому, но вообще-то это об участи артиста как такового, не о женщине и не о мужчине. О том, что поклонники всегда хотят видеть тебя в привычных ролях, даже тогда, когда ты ушел далеко вперед и оглядываться не хочешь. Клюв, сложенный артистом из пальцев руки, с которым артист ведет диалог, — знак судьбы и знак усталой насмешки над судьбой. Маленькая такая исповедь.

Осенью «Лабиринт» смогут увидеть и москвичи — в середине ноября в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко пройдут вечера Дианы Вишневой. Впрочем, она появится в столице и раньше — в середине сентября в Кремле на вечере «Звезды балета XXI века» Вишнева займет целое отделение. Она вместе с канадской труппой La La La Human Steps покажет новый балет Эдуарда Лока. 15 лет на сцене отпразднованы — и можно двигаться дальше.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1356
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.11 09:32. Заголовок: источник Покушение ..


источник

Покушение на историю

Пятнадцатилетие творческой деятельности Диана Вишнева отметила концертом, куда вошли фрагменты ее любимых спектаклей и «Лабиринт» — первый случай исполнения балета великой модернистки Марты Грэм в России


Анна Галайда
Для Ведомостей
27.06.2011, 115 (2881)

Пятнадцать лет означают пик карьеры, когда, по точному профессиональному замечанию, еще не ушел прыжок, но уже пришло мастерство. Тем не менее достижения Дианы Вишневой не согласуются с лаконичной цифрой — так много связано с ней в сердце современного балетомана. Балерине, еще 17-летней ученицей прославившейся в «Дон Кихоте», запредельно усложненном и бесшабашном, суровые петербургские академисты много лет потом отказывали в праве на чинную классику и лирико-трагический репертуар: большую его часть она освоила не в родных стенах, а на Западе. Сегодня только упертый ретроград не признает за Вишневой прав на «Лебединое озеро» и «Баядерку». Но и балерине теперь неинтересно биться за право на них — с тех пор как ей открыли двери лучших театров Европа и Америка, она открыла для себя новую хореографию. Баланчин и Ратманский были в ее репертуаре с первых профессиональных шагов, вслед за классиками ХХ века Макмилланом и Ноймайером были освоены Мозес Пенделтон, Дуайт Роден и Эдуард Локк — хореографы, работающие сегодня на разных полюсах хореографии.

Но балерина несется все дальше — туда, куда еще не ступала нога большинства российских балерин. И хотя фрагменты из «Дамы с камелиями», «Поворотов любви» и «Парка» были исполнены на традиционном вишневском уровне — незабываемо, — событием стала премьера балета Марты Грэм, знаменующая первый шаг Вишневой и вместе с ней русского классического балета в заповедный мир чистого американского модерна.

Выбор пал на «Лабиринт» — спектакль 1947 года, когда стиль Грэм не просто сложился, но был признан выдающимся, а сама она превратилась в мэтрессу современной культуры. И 15-минутный балет, в основу которого положен античный миф об Ариадне, дочери критского царя Миноса, спасшей афинского царевича Тесея от кровожадного Минотавра, стал совместным достижением композитора Джан Карло Менотти, сценографа Исаму Ногучи и художника по костюмам Эдит Гилфонд.

Существующая запись, в которой Ариадну танцует сама Грэм (на сцену она выходила чуть не до ста лет, до конца 1980-х, сохраняя невероятную красоту, помноженную на страсть и величие), — воинствующий гимн феминизму с полноправным покушением на тысячелетнюю историю: Тесей в ней упразднен как обременительная подробность, Ариадна, обуреваемая любовью, сама расправляется с Минотавром.

И эта роль 70 лет спустя как влитая села на Вишневу: она фантастически похожа на фотографии самой Грэм в молодости и тщательно стремится следовать ее суровому стилю.

Но там, где воинствующая модернистка оставалась неумолимо жестка и прямолинейна, балерина классической выучки Вишнева не только мощна, но обволакивающе упруга. В старом спектакле, который существует в статусе такой же неприкосновенной классики, как наше «Лебединое озеро», она создает второй план, амазонке модерна несвойственный. Но придающий «Лабиринту» второе дыхание.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1361
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.11 23:12. Заголовок: источник У Мариинки..


источник

У Мариинки проблемы. С кордебалетом
29.06.2011 12:00

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» Мариинский театр провел знаменательный балетный концерт – чествование тех, кто обычно остается лишь фоном для звезд. Концерт назывался «Блистательный кордебалет» и был посвящен бессменному балетмейстеру-репетитору Нине Уховой, воспитавшей не одно поколение танцовщиц. Кордебалет, несомненно, стоит того, чтобы взглянуть на него пристально.


Потому что на самом деле кордебалет – фон только в формальном смысле. А по сути это мощный организм, без которого не было бы ни великого театра, ни самой классической хореографии. Кордебалет – коллективное бессознательное балетного театра. Он – костяк и основа, он тыл и барометр. И показатель состояния труппы, ее художественного здоровья. Солист может быть приглашенным, кордебалет – никогда, он плоть от плоти театра, и он отражает глубинные процессы, происходящие в труппе. И, конечно, является «главной постоянной» балета.

О кордебалете именно Мариинки – вообще отдельный разговор. У него особая харизма – ему принадлежит особая роль, даже миссия в истории мировой хореографии. Именно здесь во второй половине XIX века, в творчестве Мариуса Петипа и Льва Иванова, вызрела новая эстетика, связанная, в том числе, с возможностями массовых танцев, и сложилась концепция классического балета, какой мы ее знаем. И именно кордебалетные композиции, в свою очередь, сформировали пространственно-музыкальное мышление в балетном театре ХХ века.

Программа вечера должна была, вероятно, показать единство балетных вершин конца XIX века («Лебединое озеро») и века ХХ («Серенада» и «Этюды»). Однако идиллической связи времен не вышло: произведения были исполнены очень неравноценно. А это уже индикатор, или, если хотите, симптом.

Уму непостижимо, как можно было сделать «Серенаду» Баланчина такой вялой и скучной – «Серенаду» с ее сумасшедшей энергией, то сметающей этот самый кордебалет со сцены, то сбивающей его в плотную группу, то пускающей в ломаный, конструктивистски расчлененный рисунок, то властно играющей темпами или заставляющей внезапно застыть в суровой статике, оттененной лаконичным минималистским движением – сменами школьных позиций. Однако «Серенада» шла ровненько и неторопливо, и это был самый что ни на есть бледный и самый бедный слепок с шедевра Баланчина.

«Этюды» (хореограф Х. Ландер, музыка К. Черни) прошли гораздо лучше. Это тоже бессюжетный балет на темы классического танца, но если «Серенада», условно говоря, – о том, что такое балет, то «Этюды» – о том, как ремесло превращается в искусство. Формально «Этюды» повторяют структуру ежедневного экзерсиса – от простых па «у палки» к сложным «на середине», воплощая идею музыкального развития тем и принцип крещендо, а фактически – это гимн виртуозности и признание в любви к балету. Как и в музыке - учебных фортепианных этюдах Черни, которые в оркестровой аранжировке оказываются захватывающе эмоциональными, танец, начавшийся со школьных штудий, к финалу наполняется ликующей патетикой. В отличие от «Серенады», где балерины не сразу выступают из общей массы, солисты здесь – протагонисты, лидеры, как и в привычной классике. Так что, возможно, кордебалет был просто подхвачен их энергией – Виктории Терешкиной, Владимира Шклярова и Константина Зверева, –– и в результате появился темп, и темперамент, и блеск. Единственная претензия – не было элементарной слаженности. Что в конце концов должен уметь кордебалет в первую очередь? Как раз «держать линию», сохранять дистанцию и двигаться в унисон – это азбука. И в «Этюдах», в жестких упражнениях «у палки», любая нестройность движений особенно заметна.

Зато в «Лебедином озере» погрешности если и были, то в глаза особо не бросались. Кордебалет там существует по другим законам: он аккомпанирует балерине, периодически получая свою «сольную» реплику или партию. Танцы чередуются со статикой, когда кордебалет просто стоит и его линии организуют пространство для танца протагонистов. Эти размеренные ритмы, видимо, у наших танцовщиц в крови; к тому же в XIX веке танец не имел еще таких скоростей, как в ХХ, и центр тяжести еще не был смещен ни в самом танце, ни в пространственных композициях. Западная модернистская неоклассика ХХ века сложнее еще и потому, что это всегда структурный анализ, осмысление прежних органичных форм.

Разумеется, кордебалет не должен философствовать – он должен танцевать. И применительно к конкретным танцам новая эстетика ХХ века означает более жесткую ритмическую и музыкальную точность, сухую выверенность рисунка, скоростной танец и, конечно, акцентированную синхронность.

Двадцать лет назад театр, который еще носил имя Кирова, забурлил и впервые начал выходить за рамки привычного советского репертуара. Первым из мировых балетных гениев, кого у нас тогда поставили (в 1989 году), был как раз Баланчин, выходец из нашей школы и создатель школы американской. Тогда не только кордебалет, но и солисты оказались поначалу инертной массой, не воспринимавшей существование других стилевых особенностей, помимо тех, к которым они привыкли. Слияние произошло несколькими годами позже, когда репертуар стал активно пополняться, а труппа – жадно наверстывать упущенное за годы советской власти и изоляции. Солисты стали одними из лучших в мире исполнителей этой хореографии, и кордебалет тоже: в ансамблевых танцах (будь то «Симфония до мажор» того же Баланчина или «Свадебка» Б. Нижинской) тоже был этот нерв, это внутреннее напряжение и это чувство эпохи. Так что вся труппа – вся, до мозга костей! – стремительно и блестяще тогда всё освоила и, казалось, овладела гибкостью в отношении мировых стилей навсегда. Неужто то был временный прорыв, и для кордебалета Мариинки мирового ХХ века снова как не бывало?

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба Мариинского театра/ Наташа Разина.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1362
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.11 23:14. Заголовок: источник НОВОСТИ ИЗ..


источник

НОВОСТИ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Нина Аловерт
Русский Базар №78(793) 30 июня - 6 июля, 2011

В МИРЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
23 июня в Мариинском театре состоялся бенефис Дианы Вишневой: 15 лет назад она была зачислена в труппу Мариинского театра. Я прилетела в Петербург за несколько дней до спектакля, поэтому из всех театральных событий успела увидеть очень немногие.

<...>

В БАЛЕТНОМ МИРЕ
Гастроли Балетного театра Константина Тачкина проходили в Александринском театре. Я была на «Баядерке», которую танцевали прима-балерина театра Ирина Колесникова и Евгений Иванченко (премьер Мариинского театра). Колесникова великолепно начала и провела весь первый акт. Очень хорошо танцевали Колесникова и Иванченко любовный дуэт.

Во втором акте технические накладки, которые допустили работники сцены Александринского театра (например, посреди второго акта перед последним трагическим монологом Никии вдруг опустили занавес), естественно «сбили» настроение артистов, хотя Колесникова безупречно технически и красиво по форме станцевала остальную часть спектакля. И я еще раз подумала, какая странная судьба у этой балерины с мировым именем! Обычно балерины такого высокого уровня представляют какой-то знаменитый театр: Большой, Мариинский, Михайловский. Колесникова, которая могла бы украсить любую труппу мира, является при этом балериной частной труппы и представляет только саму себя на вершине балетного Пантеона.

***
На сцене Мариинского театра я видела выпускной спектакль Академии русского балета им.А.Я. Вагановой. В целом спектакль оставил очень хорошее впечатление. Репертуар был составлен из концертной программы, а в первом отделении учеников показали в сцене из балета М. Горского «Дно моря-океана». Этот фрагмент из балета удачно восстановил для школы Юрий Бурлака.

В этом году Академию закончили две девочки, о которых уже было известно в балетном мире: Кристина Шапран и Ольга Смирнова (обе закончили Академию по классу Л. Ковалевой). На выпускной спектакль приехали москвичи из Большого театра: художественный руководитель балета Сергей Филин, репетитор Марина Кондратьева, премьер Большого Николай Цискаридзе. В результате обеим выпускницам предложили работу в Большом театре.
Ольга Смирнова как будто согласилась, а Шапран останется в Петербурге и будет зачислена в труппу Мариинского театра на положение солистки.
Мне также очень понравилась выпускница Екатерина Бондаренко - высокая, явно лирического склада танцовщица. Есть хорошие ученицы и в предвыпускном классе.

***
Андриан Фадеев, премьер балета Мариинского театра, назначен художественным руководителем Петербургского театра им.Леонида Якобсона. Фадеев продолжает одновременно танцевать в Мариинском театре.

***
Но настоящим событием в балетном мире, без преувеличения – грандиозным праздником балетного искусства стал сам юбилейный спектакль Дианы Вишневой.

Помимо того, что Вишнева впервые в истории привезла в Россию и станцевала балет великой американской модернистки Марты Грэм, сама балерина выступила на этом вечере как инопланетянка, поскольку за 15 лет работы в театрах мира достигла высоты, где ей нет равных.
Об этом бенефисе Вишневой, о ее партнерах, танцовщиках с мировыми именами, русских и зарубежных, я расскажу в следующем номере газеты.

Фото Нины Аловерт


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 1365
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.11 11:24. Заголовок: источник Бенефис Ди..


источник

Бенефис Дианы Вишневой: Эрос в лабиринте
02.07.2011 00:00

Бенефис Дианы Вишневой, посвященный 15-летию ее творческой деятельности, менее всего был похож на подведение итогов. Наоборот, это рывок к новому: Вишнева начала свой вечер с сенсационной премьеры – «Лабиринта» Марты Грэм, родоначальницы американского танца модерн, произведения которой никогда прежде не ставились в России.

Диана верна себе: не порывая с классикой, она постоянно расширяет свои возможности, включая в круг своих интересов художественные сферы, небывалые для русской академической балерины. Марта Грэм – это то, что во всем мире называется не балетом, но «танцем», и что балету в достаточной мере противостоит. Здесь другой принцип движения и другое осмысление человеческого тела. Даже облик танцовщицы здесь совсем не такой, как в балете: она в платье до пят, движения ее резки, пластика заведомо косноязычна, и все усилия в танце выставлены напоказ. Это другой пласт культуры – обратная сторона Луны; танец модерн поглощен проблематикой, от которой балет остался в стороне. Он возник в те годы, когда Запад уже переварил опыт экспрессионизма и осваивал искушения Фрейда, он – дитя ХХ века со всеми его изломами.

Выбранный Дианой 14-минутный спектакль принадлежит античному циклу Грэм. И это античность темная, мистическая. Речь о том самом критском лабиринте с Минотавром – только никакого Тесея там нет: Ариадна с чудовищем наедине, и это поединок женщины с таинственной мужской силой, материализация смутных эротических страхов. Название («Errand into the Maze», обычно переводимое как «С вестью в лабиринт») на самом деле двусмысленно и может означать что-то вроде «командировки в путаный мир обманных фантазий». (В скобках скажу, что Минотавр придуман хореографом гениально и совсем просто: поперек шеи он держит палку, руки, зацепленные за нее и поднятые вверх, как страшные рога, в то же время остаются мужскими руками.)

Выбор Дианы парадоксален – у нее, казалось бы, совсем другая фактура: Грэм – высокая и суровая, а Диана миниатюрная и нежная; наконец, героиня танца модерн - всегда взрослая женщина с грузом прожитого, с напором жизненных испытаний и терзающим ее естеством, а Диана – это всё-таки вечно юный девичий образ. Тем не менее, Диана за это взялась – со свойственным ей бесстрашием – и овладела языком грэмовской Ариадны.

Кроме «Лабиринта» Вишнева выходила на сцену всего в трех номерах, не стремясь заполнить собой всё пространство и время, зато прочерчивая ясный эстетический сюжет. Набор этот был продуман и содержателен, причем классика в нем демонстративно отсутствовала: Вишнева показывала диапазон именно неклассических форм, их многогранность и их развитие. А также развитие в них эротической темы – только не от слова «эротика», а от слова «Эрос». Кроме Марты Грэм – неоромантическая «Дама с камелиями» Ноймайера.
А также телесные гимны современного американского хореографа Дуайта Родена из балета «Повороты любви», которые, как и в своей программе «Красота в движении», Вишнева танцевала с роскошным Десмондом Ричардсоном, афроамериканским виртуозом. Поразительно, но здесь играл не контраст, а подобие: рядом с ним, черным атлетом, хрупкая Диана становилась материальной и даже мощной – еще одна неожиданная возможность, еще один из ее артистических векторов.

Венчал бенефис легендарный дуэт с поцелуем из балета «Парк», который Прельжокаж поставил о высвобождении табуированной женской страстности и из которого Диана извлекает несколько иную тему – тему любви, обрушившейся на женщину. A propos скажу, что знаменитый Владимир Малахов, худрук берлинской Staatsoper, которого журналисты называли первым танцовщиком мира, в этом дуэте показался мне менее ярким, чем даже молодые мариинские артисты. В нем больше мальчишеского, чем мужского; рядом с Вишневой, охваченной любовным пламенем, он был безгласен и бесцветен, и смысл дуэта – тем более вырванного из контекста – был у него абсолютно не прояснен.

Итак, многогранные повороты любви и крутые повороты эстетики – вот две темы, которые занимают Вишневу в последние годы. Тут нужно еще сказать, что Вишнева – быть может, самая свободная из российских балерин, но свободу она осуществляет в очень культурных, эстетически осмысленных формах. Приглашенными участниками программы были серьезные артисты: уже названные Владимир Малахов, Дезмонд Ричардсон, Светлана Лунькина из Большого, Бен Шультц, впечатляющий Минотавр из труппы Марты Грэм, и солисты Мариинки. И среди этих звезд – девочка Ольга Смирнова, талантливая ученица выпускного класса Вагановской академии (с партнером – тоже выпускником). Пожалуй, такое случилось впервые – обычно подобный патронат не в ходу у бенефицианток, их по понятным причинам не прельщает соседство юных. Диана же сама юна духом, и жест ее выглядит совсем естественным. И, думается, празднуя юбилей творческого пути, она захотела коснуться его начала – и сделала это изящно и остроумно: не имея тяги снова вступать в ту же реку, она не возвращается к ранним ролям, но выводит на сцену новую девочку, расцветающее дарование другого темперамента, другого типа, но в том же самом состоянии открытости будущему, в каком была сама Диана, когда начинала блистать – в таком же выпускном классе.

И этот жест оказывается более чем содержательным – во-первых, потому что показывает ту колоссальную дистанцию, которую прошла Вишнева за эти пятнадцать лет, во-вторых, потому, что этим в бенефис вводится благородная тема: оммаж педагогу, поклон состоявшейся балерины своему учителю. Ведь многообещающая вагановка Смирнова – воспитанница той самой Людмилы Ковалевой, которая учила и Диану. Путь состоялся – мы празднуем юбилей выдающейся балерины. С одним нюансом: неизменным внутренний образ вовсе не остался, и за юношеской лучезарной ясностью обнаружились непознанные глубины всё новых лабиринтов.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Мариинского театра/ Наташа Разина.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 512
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.11 23:16. Заголовок: источник Мариинка о..


источник

Мариинка открылась в Нью-Йорке в новом ракурсе
Артисты из Санкт-Петербурга привезли балеты Родиона Щедрина
Михаил Гуткин | Нью-Йорк

Американской премьерой балета Родиона Щедрина «Анна Каренина» в постановке Алексея Ратманского открылись гастроли Мариинского театра в Нью-Йорке. Спектаклем дирижировал маэстро Валерий Гергиев. Премьера прошла при полном аншлаге и стала одним из ярких событий ежегодного летнего Фестиваля искусств в Линкольн-Центре. Как сообщает агентство «Блумберг», кинорежиссер Даррен Аронофски, постановщик «Черного лебедя», посмотрев этот спектакль, назвал его «смелым».
Мнения критиков, однако, разделились. Аластар Макоули на страницах The New York Times был беспощаден, назвав постановку «пустой тратой времени», хотя и выделив отдельные ее удачные элементы. Лиза Саголла в театральном еженедельнике Backstage увидела в спектакле «все то великолепие, которое зрители ждут от самой уважаемой балетной труппы в мире».
Во время гастролей заглавную роль в балете «Анна Каренина», изначально созданном Щедриным для своей жены и музы Майи Плисецкой, исполнят по очереди молодые звезды Мариинки – Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и Екатерина Кондаурова.
В течение недели на сцене Метрополитен-оперы российские артисты покажут балет «Конек-Горбунок», также на музыку Щедрина и в постановке Ратманского, «Кармен-сюиту» на музыку Жоржа Бизе в аранжировке Щедрина в хореографии Альберто Алонсо и «Симфонию до мажор» Бизе в хореографии Джорджа Баланчина.
Ожидалось, что на американские премьеры своих балетов в новой редакции в Нью-Йорк прилетит Родион Щедрин вместе с Майей Плисецкой. Однако, по словам художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева, в последние дни 78-летнему композитору нездоровилось, и ему пришлось отказаться от этой поездки.
Параллельно с гастролями Мариинского театра в Нью-Йорке и нескольких других американских городах состоялись премьеры фильма-балета «Жизель» в формате 3-D. По словам Валерия Гергиева, Мариинский театр стал первым в мире балетным коллективом, снявшим спектакль в 3-D. «С одной стороны, это похвально, что мы стали первыми, – заявил маэстро. – С другой стороны, это огромный финансовый риск. 20-40 лет назад невозможно было себе представить, что тогда еще Кировский театр выйдет на какой-то технический рубеж раньше, чем это сделают американские, английские, немецкие или французские театры. Сейчас это возможно».
Валерий Гергиев сообщил, что оркестр Мариинского театра будет открывать предстоящий сезон в Карнеги-холле, представив полный цикл симфоний Чайковского. «Это крупная и для нас акция, и для Нью-Йорка, – сказал маэстро. – Мы гордимся нашими тесными творческими связями и с Метрополитен-оперой, и с Линкольн-центром, и с Карнеги-холлом. У меня персонально уже осуществлен проект с Нью-йоркским симфоническим оркестром, и я приезжал сюда с Венской филармонией, и с Лондонским оркестром, и, конечно же, с Мариинским оркестром».
Отвечая на вопрос Русской службы «Голоса Америки», собирается ли он или Мариинский театр, как коллектив, последовать примеру некоторый деятелей культуры и творческих организаций и вступить в Объединенный народный фронт, Гергиев сказал: «Я даже не задумывался об этом. Мне кажется, моя работа и тем более наша работа заключается в том, чтобы Россия, и Петербург в частности, оставались, если угодно, культурными лидерами в мировом пространстве... Мы принесем максимальную пользу России, привлекая как новых, еще юных совсем, будущих звезд оперы, балета, инструменталистов, так и молодежную аудиторию, которая через год, через 5-10 лет, через 20, 40 и, даст Бог, через 50-60 лет будет продолжать ходить в Мариинский театр. Это для меня главная задача и огромный приоритет».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 513
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.11 23:19. Заголовок: источник Маленькая ..


источник

Маленькая Одетта
Новая героиня “Лебединого озера” в Мариинке
Ирина ГУБСКАЯ
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Летний балетный сезон в Петербурге неизбежно “лебединый”. В это время на “чес” у “Лебединого озера” всплывают даже те труппы, о которых в остальное время не слышно. На этом спектакле клеймо “Russian Ballet” для любого зрителя, особенно для иностранного, составляющего сейчас основную часть зала, – все больше организованными группами (когда в Мариинке зимой задерживают начало спектакля – ждут Гергиева, летом же ждут пробивающиеся через пробки автобусы с экскурсионными группами). Консерватория, решая, кому доверить заполнение зала на “Лебедином”, вообще дошла до суда. Еще принято считать, что для успеха “Лебединого” достаточно лишь исполнительницы главной партии, в отличие от тех же “Баядерки” или “Спящей красавицы”.

В Мариинском театре существует парадоксальная ситуация. Притом что в “Лебедином озере” здесь могут появляться самые неожиданные исполнители – и по уровню подготовки, и по амплуа, и по фактуре, всегда есть те, кому пробиваться к заветному спектаклю приходится необъяснимо долго, и нередко – через другие сцены. А поскольку в России балерины теперь не могут сознавать себя примами, не получив этот спектакль в репертуар, то летнее время – наиболее благоприятное, чтобы вклиниться в число пополняющих “лебединые ряды”. Олеся Новикова начинала “подход” к этому спектаклю с маленьких лебедей. И еще пару лет назад без особого впечатления исполняла в концерте черное па де де. “Лебединое озеро” для нее неочевидный репертуар: маленькие лебеди с трудом пробиваются в королевы лебедей. Но сейчас балерина вышла на тот уровень, когда ей по силам найти свое в любом спектакле.

Одетта Новиковой по характеру осталась еще не вполне оперившейся в королевы. В пластике то ли птичья, то ли подростковая резковатость-угловатость, напряженное спрямление гибких линий. Эта Одетта влюбляется не враз, да и не жалуется особо – но встреченное сочувствие ее привлекает: “Девушка, воспитанная мамой и хорошими книгами, будет внимательна к любому собеседнику”. Неожиданно кажется, что под власть Ротбарта она попала так же: не смогла отвернуться, и ее “заговорили” (про опасность разговоров с незнакомцами см. у Булгакова). Это очень светлая Одетта, наделенная той силой хрупкости, которая возможна у блаженных и мучениц. Прозрачное адажио, торжество коды – а потом уход под гипнозом Ротбарта. Говорят, гипнозу не подчиняются личности с особенно сильной волей. История этой Одетты – о формировании личности больше, чем о любви. И союз с освободившим ее принцем – больше о дружбе и взаимопонимании, так что можно поверить, что Одетту и Зигфрида ожидает долгий и спокойный союз, и постареют они с достоинством.

Одиллия Новиковой – женщина-праздник. У исполнительницы нет более подходящей для этой партии яркой, громкой харизмы. В ней нет патетики, ее танец не звучит фортиссимо, даже когда она накручивает усложненные фуэте. Одиллия не несет особого коварства, соблазна, даже тема “двойничества” – вскользь. Контраст получается за счет смены типа актерской игры: здесь – представление, открытые взгляды в зал (после театра переживания, тонко прочерченных линий, как на японских гравюрах). Танцевальная часть получилась неровной. В Мариинке почему-то в вариации Одиллии (и других) ушли наклоны корпуса – в общей тенденции потери нюансировки танца. Хотя для Новиковой это важно и обычно нехарактерно.

Остальной спектакль не вышел за рамки рядового. Александр Сергеев – принц номинальный, он просто незаметен в толпе придворных, его не хватало на всю сцену – ни в старательных движениях “ограниченного действия”, ни по энергетике жеста, ни харизмой сценического присутствия. Танец технически не безупречный: было неловко смотреть на то, какой “раскорякой” выглядел принц на поддержках, причем практически все вращения были благополучно завалены. Да и с арбалетом большинство Зигфридов Мариинки носится, не зная, что с ним делать.

Кордебалет на подходе к своему бенефису был довольно слаженный. Хотя сложно выстроить шеренгу лебедей так, чтобы и руки были идеально ровными, и наклон головы не выглядел, будто эту голову свернули, и в пугливом взгляде “из-под крыла” глаза не выкатывались бы за пределы глазниц. К тому же, когда в четверке лебединых ансамблей половина исполнителей из тех, кто уже танцует главные партии, сложно требовать, чтобы не чувствовалось снисхождения артистки к партии. Непонятно лишь, как, станцевав главную партию в том же “Лебедином”, можно сохранить первоначальную непластичность и прочие не вполне удобные в балете качества.

Характерные танцы все больше становятся уделом тех, у кого по разным причинам “не идет” классика. Потому полноценное отношение к этим партиям редкость. Необходимый градус “характера” и чувство сцены удались Татьяне Ткаченко в неаполитанском и Марии Аджамовой в венгерском. Зато в испанском выпустили солиста, вообще не приспособленного к танцевальному движению. Да и милая скромная исполнительница “с хорошими манерами” – не совсем к этому характеру. В общую копилку добавил дирижер. Борис Грузин уснул уже в начале увертюры, и в такой разреженной музыке даже обладательница более длинных линий успела бы ими печально пропеть не одну лебединую песню. Проснулся оркестр, кажется, лишь к мазурке и вроде даже перепугался, что не успеет притормозить. Ну и нестыковки с танцем случались – на выходе или в финальных акцентах.

Не считая того, что общими усилиями спектакль не оказался событийным, хорошо, что “Лебединое озеро” пришло к Олесе Новиковой сейчас, а не рано, как Раймонда. Но, похоже, оно могло “проплыть” мимо, если бы балерина не готовилась выступить в этой партии как приглашенная звезда в зарубежных гастролях Новосибирского балета. И не только лето – причина легкого флера “проходного” события у вроде бы вполне благополучного спектакля.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 518
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.11 08:18. Заголовок: источник Любители б..


источник

Любители балета с нетерпением ожидают выступлений труппы Мариинского театра в Лондоне



ЛОНДОН, 25 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Борис Зайцев/. Юбилейные гастроли балетной труппы Мариинского театра - к 50-летию первых выступлений артистов в столице Великобритании - начинаются сегодня на сцене знаменитого королевского оперного театра Ковент-Гарден.

Мариинский балет /в то время – Кировский/ впервые приехал в Лондон в июне 1961 года. Организатором того, очень запомнившегося здесь тура, выступил импресарио Виктор Хоххаузер. "С тех пор театр неоднократно гастролировал в Лондоне при содействии компании Хоххаузера", - сообщили в преддверии нынешней поездки представители Мариинки.

По словам же британского балетного критика Клемента Криспа, местные любители балета с нетерпением ожидают грандиозных выступлений. "За пять десятилетий многое, очень многое изменилось в мире, и особенно – в России", - подчеркивает Крисп. Это, по его словам, "отразилось на возвращении Ленинграду прежнего имперского имени – Санкт- Петербург и восстановлении имени театра". "Но для балетоманов остаются неизменными величие и грациозность исполнения. Артисты Мариинки впервые продемонстрировали эти качества в 1961 году и с тех пор продолжают нас восхищать". - констатирует эксперт.

Одним из центральных событий гастролей в Лондоне станет британская премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина" в хореографии Алексея Ратманского, а солистами выступят Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова, Алина Сомова, Виктория Терешкина, Олеся Новикова, Денис Матвиенко, Игорь Зеленский, Евгений Иванченко, Данила Корсунцев, Владимир Шкляров, Игорь Колб. Для участия в юбилейных выступлениях приглашен премьер Американского балетного театра Дэвид Холберг.

Классическую хореографию театр представит "Лебединым озером", "Баядеркой" и "Дон Кихотом". Нынешняя, новая программа, включает также балеты Михаила Фокина - "Шопениана", "Шехеразада", "Жар-птица".

"Непревзойденный ансамбль солистов и кордебалета Мариинки завораживают душу своей красотой", – отмечается здесь в анонсе организаторов спектаклей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 520
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.11 08:18. Заголовок: источник Прима Мари..


источник

Прима Мариинки Диана Вишнева рассказала в Лондоне о премьере «Анны Карениной»

Лондон, 29 июля. Прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Диана Вишнева рассказала в британской столице о предстоящей лондонской премьере «Анны Карениной» в хореографии Алексея Ратманского, специфике нынешних гастролей и приеме у местной публики. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Для балетной труппы Мариинского театра сезон, открывшийся на этой неделе постановкой Константина Сергеева «Лебединого озера» в Лондоне, является историческим. Он приурочен к 50-летию первых выступлений артистов в столице Великобритании.

Как призналась прима-балерина, для нее нынешние британские гастроли также стали по-настоящему особенными.

«Я здесь ни разу не танцевала «Лебединого озера», – пояснила она. – Кроме того, я выступаю тут впервые после долгого перерыва».

«Приехать в Лондон у меня не получалось, потому что я была все время занята балетным фестивалем в Японии», – уточнила российская исполнительница.

В Стране восходящего солнца она, по собственному признанию, бывает регулярно. Там, в частности, было открыто отделение Фонда Дианы Вишневой, деятельность которого посвящена решению культурных, социальных и благотворительных задач.

На вопрос о том, ощущалась ли разница при попадании из американской в британскую театральную среду (в рамках фестиваля «Линкольн-сентер» Мариинка завершила гастроли в Нью-Йорке) прима ответила: «Труппа давно не выступала в Метрополитен-опера. Это стало своеобразным возвращением. Возвращением без классики, с более современным репертуаром. Зрители Лондона, в свою очередь, получили возможность познакомиться с классическим репертуаром».

Классическую хореографию театр представляет, в частности, «Лебединым озером», «Баядеркой» и «Дон Кихотом». Нынешняя программа включает также балеты Михаила Фокина – «Шопениана», «Шехеразада», «Жар-птица».

Однако кульминацией нынешних гастролей Мариинского театра, как ожидается, станет британская премьера «Анны Карениной». Ажиотаж вокруг выступлений российской труппы достигнет своего пика 9-10 августа, когда на сцене знаменитого королевского Ковент-Гардена состоятся первые показы балета Родиона Щедрина в хореографии Алексея Ратманского.

Говоря о предстоящих спектаклях, где она будет попеременно с Ульяной Лопаткиной танцевать в заглавной роли, Диана Вишнева отмечает: «Для того, чтобы переложить «Анну Каренину» на балетный язык, нужна смелость. Уже просто для того, чтобы взяться за такой пласт работы».

В Нью-Йорке, где гастроли открывались этой постановкой, мнение зрителей оказалось неоднозначным. Самое главное, полагает балерина, постановка спровоцировала публику на реакцию: «Кому-то она очень понравилась, кому-то категорически не понравилась».

Лондонские критики признаются в любви к Мариинскому театру

«Вне зависимости от того, воспринимать ли данный проект как удачный или неудачный, он очень интересен», – добавила она.

По завершении зарубежных гастролей у примы будет очень насыщенный сезон в России. Как ожидается, 17 и 18 сентября на сцене Государственного кремлевского дворца Диана Вишнева выступит вместе со знаменитой канадской балетной труппой Эдуара Лока.

«Они уже были в Москве, но очень давно, – пояснила исполнительница. – Для них очень интересен был российский рынок, но все как-то не получалось. Сейчас это все сложилось намного легче и быстрее». Говоря о предстоящем проекте, она заметила: «Постановка очень сложная. Физически это очень трудная вещь – танцуешь в невероятном темпе с невероятной силой и динамикой. Посмотрим, как воспримет ее наша публика. Наверное, для России это станет определенным шоком».

Кроме того, 22 октября в Мариинском театре состоится премьера проекта «Диана Вишнева: Диалоги», а 16 ноября она пройдет в российской столице – на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 73 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия