On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Карина
постоянный участник


Пост N: 1027
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.09 10:57. Заголовок: балет 227 сезон часть 3


Раздел посвящен публикациям о спектаклях текущего сезона.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 40 , стр: 1 2 All [только новые]


Карина
постоянный участник


Пост N: 1258
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.10 12:13. Заголовок: источник Легкость –..


источник<\/u><\/a>

Легкость – сестра таланта
08.06.2010 13:05

В Мариинском театре прошел бенефис Леонида Сарафанова. Устроить Сарафанову бенефис – идея логичная: этот танцовщик любим зрителями и в труппе занимает свое, особенное место, ни с кем другим не рифмуясь. Это артист особого, радостного обаяния: облик и фактура тинейджера, беспечная виртуозность, эмоциональная непосредственность и азартный вкус к актерской игре.

Программа была построена умно и не без изящества: в первое отделение своего спектакля Сарафанов поставил «Этюды» Харальда Ландера (на музыку оркестрованных учебных этюдов Карла Черни). Изюминка здесь в том, что в этом балете не одна, а две совершенно равноценных мужских партии. И бенефициант выступал в паре с достойнейшим vis-à-vis – Денисом Матвиенко. При этом никакого соперничества не чувствовалось, только радость ансамбля: то есть Сарафанов принципиально начал с того, что отверг какие бы то ни было «звездные» амбиции и подал себя прежде всего как танцовщика Мариинского театра. «Этюды» – это и есть не что иное, как хореографический портрет выдающейся классической труппы, вобравшей весь опыт истории балета. И этот демократический и благородный ход, окрашенный неожиданным для жанра бенефиса чувством товарищества и художественной щедростью, выглядел очень привлекательно и достойно.

Фабулы в «Этюдах» нет, а художественным сюжетом оказывается морфология классического танца, его «кухня» и его торжество. Или, скажем иначе, сюжетом «Этюдов» становятся градации виртуозности. У Сарафанова виртуозность не силовая, не натужная. Он танцовщик, во всех смыслах, легкий: и потому что обладает отличной элевацией («полетными» свойствами, способностью к воздушному танцу, к прыжку), и потому что во всем его облике, в манере сценического поведения и в самом художественном мироощущении есть лучезарная энергия. Если он и рисуется – а в «Этюдах» ударная демонстрация мастерства вполне уместна, – то делает это радостно и опять-таки легко, без апломба. Легкость и в том, как владеет Сарафанов движением. Он увлеченно преодолевает инерцию: по его прихоти движение свободно ускоряется и замедляется, и даже во вращениях динамика кажется произвольной.

Во втором акте бенефиса станцевали «Блудного сына» – спектакль, наоборот, сюжетный, мужской, с протагонистом в центре. Конструктивистские условности раннего Баланчина Сарафанов наполнил чрезвычайно конкретным психологизмом. Все переживания героя – как на ладони, он такой пылкий, порывистый, такой эмоциональный. По идее, все это имеет гораздо больше отношения к психологической литературности драмбалета, нежели к жестким структурам и ироничной поэтике последнего дягилевского спектакля. Однако подлинных попаданий в ту поэтику и в ту структуру мы в современном театре почти и не видели, а живая трактовка Сарафанова оказывается убедительнее иного дотошного следования форме. Длинную, программно томительную сцену пути домой, когда Блудный сын почти ползет, опираясь на палку и подтягивая за ней ослабевшее тело, Сарафанов насыщает нетерпеливой динамикой. А вся линия сближения с Сиреной проиграна им с такой эмоциональной правдой, что мы даже готовы махнуть рукой на то, что порой это сделано в ущерб пластической и ритмической точности.

Ну а в третьем отделении давали беспроигрышное Гран-па из «Дон Кихота». Вот это как раз и есть самый бенефисный вариант: бравурная музыка, захватывающая стихия танца и широкое поле для демонстрации блеска. Что Сарафанов и сделал, наполнив свою партию эффектными и, казалось, неиссякаемыми танцевальными трюками. Концертный вариант «большого классического па» из этого балета настолько известен и настолько привычен, что легко воспринимается как самостоятельное произведение, однако на этот раз на сцену был вынесен почти весь четвертый акт, в декорациях Константина Коровина, с его цветными фонариками, лестницей и глубоким темно-голубым небом раннего южного вечера. И с характерными танцами (фанданго). И с мимирующими персонажами: и сам Дон-Кихот, и Санчо Панса, и трактирщик Лоренцо с «толстинками» на животе и огромным накладным носом. И очень правильно, что сделали именно так, потому что это все же другое измерение: не танцовщик выступил с сольным концертом, но, опять-таки, сам Мариинский театр стал участником бенефиса своего артиста.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра (Наташа Разина)

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1259
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.10 12:14. Заголовок: источник Балет «Qua..


источник<\/u><\/a>

Балет «Quatro» в Михайловском театре

Несмотря на все усилия директора Кехмана по подъему творческого духа во вверенном заведении, самой колоритной фигурой Михайловского театра сам Кехман пока и остается. Вот и сейчас: Михайловский выпускает премьеру балета «Quatro» для двух одолженных у Мариинки танцовщиков — Дениса Матвиенко и Леонида Сарафанова. На афишах юноши завлекают публику ребристыми голыми торсами. Но это скромное событие тонет в сиянии другого — встречи Кехмана с Владимиром Путиным; той самой, где Юрий Шевчук, ну, вы знаете, а Кехман замечательно дал отчет о положении дел в банановой торговле. Ну и какой после этого балет? «Quatro».

Анамнез у мероприятия короткий и в меру забавный. Ставит спектакль хореограф Эдвард Клюг, руководитель Словенского театра. В городе Мариборе. А мог бы быть из Конотопа. Или Усть-Сысольска. Рыбинск тоже хороший город. Почему уж тогда не поддержан отечественный производитель, если театру настолько все равно? Вообще, от премьеры Михайловского веет тридцатилетней давностью, когда джинсы были польскими, косметика — латвийской, мебель — югославской, но это все равно считалось хорошо по определению: «западный товар». А у Михайловского театра вот современный танец — выписан прямиком из Словении.

В директора Кехмана очень поначалу верили. Он пришел в Михайловский с большим кредитом доверия. Что и говорить, театр тогда настолько не имел ничего общего с вишневым садом, что приход Лопахина в конце жалкой пьесы правления хореографа Николая Боярчикова, казалось, сулил благо. Так и виделось, как он применит менеджерские навыки и… Но, к сожалению, оказалось, что бананы и балет не вполне одно и то же. Или, может, наоборот: имеют слишком много общего. Копать в Словении в поисках нежданного самородка от хореографии так же бессмысленно, как искать отягченные урожаем банановые рощи, например, в районе Петродворца. Качественные хореографы произрастают во Франции и Нидерландах, водятся также в Германии и Скандинавских странах, там, где общий художественный климат благоприятствует. Или почему Михайловский раскопал этого Эдварда Клюга? Он зять Грызлова? Или троюродный племянник губернатора Валентины Матвиенко? Напрасно ум бьется в поисках разгадки. Так что, вероятнее всего, перед нами просто классический случай го-ловотяпства со взломом — это всегда выглядит загадочно. А теперь ложка меда. Дело в том, что Денис Матвиенко и Леонид Сарафанов — очень недурные танцовщики. Не семи пядей во лбу, но, по-честному, хорошие. В Москве таких уважительно называют «ноги». На эти ноги и смотреть.


Спасибо: 0 
Профиль
Светлана
постоянный участник




Пост N: 433
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 20:55. Заголовок: источник Танцы нале..


источник<\/u><\/a>

Танцы налево
Солисты Мариинского балета показали в Петербурге свой проект
2010-06-29 / Ирина Губская



Балет Quatro был поставлен для казанского Фестиваля имени Нуреева, где регулярно высаживается мариинский десант. А недавно танцовщики показали его на сцене Михайловского театра.

Идея спектакля явно навеяна громкими проектами Сергея Даниляна, только по принципу «самообслуживания»: танцовщики сами заказали себе мини-постановку на четырех исполнителей и два музыкальных инструмента, к тому же без оформления – своего рода концертно-гастрольный экономпроект. Ван Манен или Пети по силам разве что Лопаткиной; Бигонзетти или Дуато – театрам. Матвиенко–Сарафановы пригласили Эдварда Клюга, худрука Словенского национального балета в Мариборе, дуэт из балета которого Radio and Juliet Денис и Анастасия Матвиенко удачно тиражируют во всевозможных концертах. Музыку написал словенский же композитор Милко Лазар. Если для Казани главный мессия современного балета Георгий Ковтун, то и Клюг – вполне европейская величина. А в мусульманском обществе раздетые тела – уже революция (здесь костюмы как в «Радио», только мальчики без пиджаков, в одних брюках, а девочки также в корсажах и мини-шортах). Но дуэты семейные, так что все пристойно.

Теперь надо с этой собственности снимать сливки. Театральное агентство арендовало сцену Михайловского театра (обещанной мировой премьеры, понятно, уже не вышло). Добавили концерт – пристойный, из дежурного набора классических дуэтов, в роли «современной изюминки» – Юрий Смекалов и «Средний дуэт» Ратманского. Исполнителей, чьи имена на слуху, позаимствовали из Мариинки.
Концерт был неровный. Матвиенко в очередной раз не осилили стильное и технологичное Классическое па-де-де Гзовского–Обера. Евгения Образцова и Юрий Смекалов выясняли отношения при помощи табуретки. Виктория Терешкина внятно отрапортовала па-де-де из «Корсара», а Денис Матвиенко сочинил здесь свою трюковую редакцию. В па-де-де Баланчина–Чайковского Олеся Новикова и Леонид Сарафанов показали танец легкого дыхания, а Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов – «Средний дуэт» точных и сумрачных тонов.

Административные эксперименты Дениса Матвиенко вытекают из его биографии: опыт приобщения к проекту «Королей», положение премьера Мариинки, наработки личных гастрольных маршрутов. И, похоже, осознание необходимости думать о будущем. Театр с большими спектаклями Матвиенко не слишком освоил, предпочитая карьеру концертирующего гастролера. Физические кондиции вызывают все больше вопросов, освоение нового стационарного репертуара требует привязанности к театру, а на трюки есть более азартные, молодые или академичные. Второму участнику проекта Леониду Сарафанову в своем театре жаловаться не на что – у него любые роли, и персонально «на него» поставленная «Ундина». Конечно, для рвущегося к работе виртуоза с мальчишеской фактурой могли бы еще поставить «Коппелию» или «Тщетную». Новый проект для него – «лягушачья перспектива». Тем не менее Сарафанов отвлекся на его подготовку от собственного бенефиса в театре (которые бывают не каждый день). Артист был представлен там объемно, в антураже больших спектаклей и грамотной программе, но, к сожалению, фон не блистал. В «Этюдах», недавно возобновленных, и, по идее, тщательно отрепетированных, кордебалет не может похвастаться слаженностью: в темноте он почти безупречен, но до тех пор, пока не приходится перемещаться по сцене.

Виктория Терешкина в своем соло показала безукоризненную механику и сухую тщательность танца («прямоугольник стремится стать кругом»), Денис Матвиенко – азарт по разнарядке, сам Сарафанов то экономил силы, то летал воздушным шариком.
Дебютом был баланчинский «Блудный сын», где рисунок спектакля у Сарафанова обещает больше, чем пока наработано. Зато дуэт с Олесей Новиковой в «Дон Кихоте» вышел на феноменальный уровень технической и эмоциональной согласованности.

А Quatro повторил пластику «Радио и Юлии» в формате затянутого концертного номера. Для классических артистов, не слишком знакомых с contemporary и танцтеатром, отсутствие летящих прыжков, смещенная вертикаль и невыворотные ноги – уже современный балет. Не самые глубокоэмоциональные артисты изображали «депрессивно-экспрессивные» переживания, многозначительно передвигались в пространстве (это с детским лицом Сарафанова и усталым видом вечного командировочного «с вокзала на вокзал» Матвиенко). Партнерш даже на плакат не поместили, завлекая зрителя исключительно голыми мужскими торсами. Олеся Новикова здесь чужеродный элемент – слишком гармонична. Ей сейчас вообще нет необходимости «ходить налево»: еще много чего есть сказать в репертуаре театра, в котором, кажется, артистке становится по силам практически все. Анастасия Матвиенко – другая история, по определению довесок к мужу, где яркая внешность – основной сценический аргумент.
Далее на подхвате у Дениса Матвиенко Михайловский балет. Раньше Фарух Рузиматов организовывал гастроли в Японию по схеме «я и подтанцовка». Теперь предстоит освоение Финляндии. Так что не удивит, если на предстоящих гастролях в Лондоне Сарафанов станцует Чиполлино. Мариинка все активнее «танцует налево»: Евгения Образцова в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, Ульяна Лопаткина в Москве или Париже (тоже накануне бенефиса), недавно прошел коллективный чес Казань–Самара–Куда-там-еще. Интересно, кто останется в театре во время сочинской Олимпиады (если до нее дойдет дело) и как гастролеры из Мариинского балета будут там выглядеть (вспомним Ванкувер). Ведь если артист уходит налево, «то неизвестно, кому повезло». В смысле, что тех, кому повезло – просто нет.

Спасибо: 0 
Профиль
Светлана
постоянный участник




Пост N: 434
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 20:56. Заголовок: источник Виртуозный..


http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10267510<\/u><\/a>@SV_Articles

Виртуозный квартет
Создание одноактных балетов для танцовщиков-виртуозов становится явлением распространенным. Цель этих проектов – показать зрителям выдающихся танцовщиков современности в новом, порой неожиданном репертуаре
Игорь СТУПНИКОВ

Идея очередного проекта принадлежит премьерам Мариинского театра Денису Матвиенко и Леониду Сарафанову. По их инициативе художественный руководитель Национального балета Словении Эдвард Клюг создал балет на музыку словенского композитора и дирижера Милко Лазара. Quatro (по-итальянски – «четыре») – так назван этот балет. Обычно названия хореографических опусов, сочиненных современными балетмейстерами, никак не соотносятся с их содержанием. Здесь же все математически точно: на сцене Михайловского театра, который любезно приютил новый проект, – четыре исполнителя, две супружеские пары, Денис и Анастасия Матвиенко, Леонид Сарафанов и Олеся Новикова.

Имя хореографа знакомо петербургским зрителям: несколько лет назад Эдвард Клюг поставил для Дениса и Анастасии Матвиенко концертный номер «Радио и Джульетта», нередко исполняемый танцовщиками в концертных программах. В балете Quatro хореограф стремится раскрыть человеческие взаимоотношения вне конкретного сюжета – бытовая реальность упразднена. Умение воплотить в танце эмоциональный отклик на музыку, пойти за рождающимися от ее звуков пластическими впечатлениями – вот что в первую очередь отличает искусство Эдварда Клюга, напоминающее творчество художников-импрессионистов. Интонации движений меняются ежесекундно, складываясь в сложную пластическую мелодию. Пластика исполнителей словно пульсирует, увлекая разнообразием эмоциональных оттенков.

Мир Quatro – это мир мегаполиса с его нервными ритмами, конфликтами и непредсказуемостью. Каждый персонаж балета наделен своим характером, индивидуальными чертами. Герой Дениса Матвиенко – мужественный, отчаянный горожанин, ему свойственны и беззаботность и решительность. Олеся Новикова создала образ женщины суровой, не умеющей прощать. Кажется, что в сердце она затаила обиду, которая не дает ей сил обрести внутреннюю гармонию.

Танец легкий, летящий, стремительный словно окутывает героя Леонида Сарафанова, спасая его от роковых поступков, лишь он способен превратить женщину-манекен в существо любящее и преданное. В особом мире живет героиня Анастасии Матвиенко – ее связи с реальностью иллюзорны, она живет в ней словно по принуждению, ожидая иной жизни – возвышенной и благородной.

Четыре персонажа – четыре взгляда на жизнь и окружающий мир, четыре личности, стремящиеся сохранить свою независимость и право на выбор.

Вечер балета, заключительной частью которого и стала хореографическая новелла Quatro, имел свой «тайный умысел»: в первом отделении те же артисты, та же «четверка», исполнили па-де-де из балетов самой рафинированной классики – сочинений Мариуса Петипа, Джорджа Баланчина, Виктора Гзовского. Классика словно вступала в спор с современным танцем, который подвергал классических танцовщиков недюжинному испытанию в иных канонах пластики и эмоциональной выразительности. Танцовщики-виртуозы Мариинского театра с честью доказали, что воспитанникам русской школы танца подвластны все стили современной хореографии.

Спасибо: 0 
Профиль
Светлана
постоянный участник




Пост N: 435
Зарегистрирован: 01.03.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 20:57. Заголовок: http://www.spbvedomo..


http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10267528<\/u><\/a>@SV_Articles

Спринтеры на пуантах
Состоялся 268-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой
Игорь СТУПНИКОВ

Творческий путь артистов балета длится, как правило, двадцать лет. Немногим танцовщикам удается вырваться за этот временной предел. Выдающаяся русская балерина Татьяна Вечеслова назвала танцовщиков спринтерами – бегунами на короткие дистанции, подчеркивая одновременно, что пройти этот отрезок жизненного пути необходимо с полной отдачей творческих сил, какое бы место актер ни занимал в труппе. И вот дан новый «старт», и юные артисты-«спринтеры» устремились по пути длиною двадцать лет.

В этом году среди исполнителей ученицы профессора Татьяны Удаленковой и доцента Ирины Ситниковой. Мужскую «гильдию» танцовщиков подготовили доценты Никита Щеглов и Мансур Еникеев, которые нынче тоже держат экзамен – они впервые представляют на суд профессионалов и зрителей свои выпускные классы. Сразу отмечу, что педагоги с честью справились со сложной задачей: их воспитанники обладают отличной техникой, эмоциональной выразительностью, элегантностью формы.

Вечер открылся «Класс-концертом» в хореографии выдающегося танцовщика и балетмейстера первого президента Академии им. А. Я. Вагановой Константина Сергеева, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году. Зрители увидели словно изнутри лабораторию классического танца, ежедневный труд танцовщиков у палки-барьера. В хореографическом действе приняли участие ученики от мала до велика, показав, как из простых «азбучных» движений постепенно складываются сложные танцевальные этюды.

Программа нынешних концертов включает отрывки из классических балетов и опусы современной хореографии. Художественный руководитель академии Алтынай Асылмуратова восстановила для выпускных спектаклей сюиту из балета Нины Анисимовой «Гаянэ», что внесло в программу разнообразие красок, силу чувств, в целом свойственную этому почти забытому балету.

В каждом выпуске есть свои лидеры. К ним, вне сомнения, относится Валерия Запасникова, с темпераментом исполнившая партию Айши в балете «Гаянэ», где ее достойными партнерами стали сильные и яркие танцовщики Игорь Хватов (Измаил) и Константин Ивкин (танец «Шолохо»). Блеснул красотой формы и виртуозностью Виктор Лебедев, исполнив с очаровательной Ольгой Смирновой сложное «Гран-па» на музыку Обера. Трогательной хрупкой Эсмеральдой предстала Виктория Брилева в дуэте из балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери». О любви, желанной и тайной, но недозволенной и невозможной, с тревожной трепетностью поведали зрителям Алиса Содолева и Сергей Стрелков в миниатюре Асафа Мессерера «Мелодия». Украсило концертную программу эффектное и чрезвычайно трудное трио из балета «Корсар», которое с ощущением стиля и широтой танца исполнили Кинен Кампа, Михаил Дегтярев и Алексей Попов.

Жизнь дипломных спектаклей коротка. Юные танцовщики разъезжаются по городам и весям. Но многие из них уже приняты в труппы Мариинского и Михайловского театров.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1260
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.10 13:30. Заголовок: источник Кармен с б..


источник<\/u><\/a>

Кармен с бриллиантами
Мариинский балет представил бенефис своей примы Ульяны Лопаткиной

2010-06-30 / Ирина Губская, Санкт-Петербург

Бенефисы в Мариинке – события почти исключительно фестивальные, и сольный вечер Ульяны Лопаткиной не исключение – он прошел в рамках знаменитых «Звезд белых ночей». В сравнении с последними московскими гала-программами балерины мариинский бенефис выглядит минималистским: недавняя премьера «Кармен» и баланчинские «Бриллианты», хореография середины прошлого века про страсти и совершенство.

Кармен и Лопаткина, роль и балерина – не спектакль, а противостояние. И, похоже, стиль диктует не роль. Ульяна Лопаткина оставила попытки вжиться в чуждый природе образ и вылепила свое: сюжет, смыслы, героиню. При таком переосмыслении впору добавлять в афишу что-то вроде «редакции либретто», хотя буквально не изменено ничего – ни в наборе хореографических движений (они воспроизведены с дотошной пунктуальностью), ни в развитии фабулы (все события следуют в заданном порядке). Но героиня не та, что в оригинале – у Алонсо, Бизе, Мериме. У Плисецкой. Общее, пожалуй, лишь сила личности. В Кармен Лопаткиной нет безоглядного следования своим хотениям, искреннего цинизма, нежелания искать повода и обоснования своим поступкам. Нет игры с любовью и в любовь – той, возрожденческой, которая ради самой любви.
Хореографический рисунок прочерчен, врезан в пространство. В сравнении с премьерой в движениях больше резкости и повелительного напора. И отчетливее проявился акцент движений ладоней, как у Мехменэ бану. Хабанера – не эротический соблазн, а строгое подчинение, и взгляды исподлобья – при этом лице – потусторонние. И даже когда Кармен недвусмысленно толкает Хозе, простите, задом в пах, это выглядит, как клятва перед алтарем в вечной любви. Он не поверил, что Кармен могла его бросить. Удивлены? Мужчины этой Кармен достались вполне подходящие для сюжета (кроме кордебалетных юношей, которые ни на миг не забывали, что прикасаются к приме, и перебрасывание драчливой Кармен от солдата к солдату выглядело неловким перекладыванием «ответственности»). Данила Корсунцев, выбравшись за пределы вечных принцев, оказался эмоциональным и нежным Хозе. Но многолетняя выправка неизгладима. Этот Хозе выходит на зов Коррехидора, как Одетта к Ротбарту. Строевая – это не для балетных кавалеров. В итоге дуэт Кармен и Хозе не вышел за рамки хорошего, но обычного балетного дуэта. Этот Хозе – для жизни, его рок – всего лишь Коррехидор.

Дуэт с Тореадором контрастен не меньше, чем пара Одетты и Одиллии, хотя иначе. Евгений Иванченко поначалу вышел, словно в балете Ролана Пети, с гротесковым петушиным самолюбованием. Тореро соблазнительно поигрывал филейными частями, а Кармен рядом выглядела почти самураем. Он кокетничал, а она «пела» не о любви, но о Смерти. И это потустороннее дыхание изменяет Тореро. В дуэте завораживающего рапида и с притихшим оркестром он уже едва решится (рефлекторно) погладить ногу – но она так строго отдергивает, а он – знает, что не о любви речь. Это не крылья пташки, а мгла смерти.

«Кармен» – жесткий спектакль. «Бриллианты» в своем дворцовом совершенстве – нежнее, живее. Адажио – вообще личный шедевр Ульяны Лопаткиной, то, что невозможно пересказывать словами. Можно расслышать звучащую в пластике музыку, и она завораживает. И даже когда в вариации чуть не хватает выгнутого луком, в аккорд рукам, корпуса, слияние чувства и смысла покоряет совершенной гармонией: Диана, луна, бриллиантовый покой и высота. Данила Корсунцев привычно отступил на второй план, вполне по-баланчински: партнер-кордебалет. Только партнер обоснованно стушевался, очень тактично. А остальной антураж, который все же занимает больше пространства в балете, на роль оправы никак не тянул. Небриллиантового качества разнобой и грубый танец, отсутствие нюансов, причем неравномерно: у кого-то все же пробивались и музыкальность, и тонкая проработка, но очень уж местами. Если на первом плане в таком парадно-кристальном балете театр выставляет обладательниц «непачечных» ног и вульгарной манеры, то это признание полного разброда.
Прежние мариинские бенефисы Ульяны Лопаткиной представляли ее как приму в системе труппы, в структуре спектаклей. В этот раз получился моноспектакль. Не о балерине труппы, а о балерине как таковой – замкнутый круг и публичное отшельничество. «Кармен» и «Бриллианты» по идее должны обозначать полюса артистических крайностей. Как оказалось, два полюса не так уж существенно различаются. Все вращается вокруг, и холод идеала, и покой вечности, и постоянный личностный труд. Что-то напоминающее о Мэри Поппинс, леди Мэри – «от улыбки до жеста…».

источник<\/u><\/a>

Бриллиант без оправы
Мариинский балет представил бенефис своей примы Ульяны Лопаткиной


Ирина ГУБСКАЯ
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург

Программа вечера составлена из эмоциональных крайностей: "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина - Алонсо и "Бриллианты" Баланчина. Если первый балет в репертуаре Лопаткиной до сих пор воспринимается как прихоть гения, то второй - как раз этой гениальности приложение. Этот "Бриллиант" - с чистым, живым сиянием и спектром нюансов, гармоничным звучанием пространства и какой-то высокогорной разреженностью атмосферы, не бытовой, от которой задыхаешься, а той, которая заставляет дыхание замирать при встрече с настоящим. Именно такой танец и становится оправданием всей изматывающей и потной работы в репетиционном зале, когда на сцене ни единого усилия, и словно здесь и сейчас сплетается хореография с музыкой.

Лопаткина танцует этот балет с мариинской премьеры, и исполнение несколько меняется. Сейчас это спектакль и исповедь примы - императорский трон и единственность, но не только исключительность, еще и груз всего спектакля. Неважно, что остальное население в "разброде и шатаниях" - должен быть эталон собственного качества, собственного отношения и понимания. (И бриллианты не всегда помещают в оправу.) Эта позиция, по сути, определила Лопаткиной должность символа современного российского классического балета - и именно потому она обозначает сейчас отечественный балет в мировом танцевальном пространстве. Это так, к вопросу о национальной самобытности. При общей тенденции к унификации танцевальных школ - сохранить свое лицо, то есть в танце - свою школу, вплоть до точной выверенности траекторий движения (потому у Ульяны Лопаткиной "фирменная" скульптурная завершенность каждого момента танца). В общем-то, "Бриллианты" - тоже об этом.

Партнеру рядом - задача не из легких. Умение тактично поддержать, при этом ни на миг не сбив заданный настрой, - редкое искусство. Данила Корсунцев в этом случае идеальный кавалер - достойно провел сольные фрагменты и составил гармоничный аккорд в дуэте.

"Кармен" - история другая. Лопаткина в этом спектакле, перефразируя Волошина, не оправдывается логикой, но эстетически права. В этой Кармен нет обыденности. Это, по сути, "Бриллиант", только в другой системе. "Бриллианты", когда так, как у Лопаткиной, - это уже не театр. То есть не тот театр, который лицедейство, а тот, который абсолютен, как классическое искусство, не замутненное украшениями (ну какая разница, в пачке балерина или в почти бытовом платье; поменяй костюмы спектаклей местами - мало что изменится). "Кармен" все же нанизана на сюжет. И все равно - Ульяна Лопаткина нанизывает развитие действия на хореографический рисунок. Здесь вызов - в демонстративной отчетливости движений: передергивается ли плечо, или вскидывается нога, или разворачивается корпус, или выстреливает с поворота головы взгляд. Страсть? Пожалуй. Страсть как сила личности, которая ведет и сама знает свою судьбу. И кроме двух мужчин - Хозе и Тореро, - такой Кармен для спектакля никто не нужен. Есть то, что в жизни - нежность, привязанность - это Хозе (Данила Корсунцев). И есть - противостояние и "слияние лун" с Тореро (Евгений Иванченко). И выбор не в пользу жизни. В пользу вечности как свободы - именно это подразумевает здесь смерть. И то, что после "Кармен" шли "Бриллианты", придало программе сходство с "Жизелью" или "Баядеркой", с их переходами из земного в мир абсолютного, классического, идеального.

Ульяна Лопаткина не оправдала робких зрительских надежд на то, что заявленная лаконичная программа будет дополнена чем-то неожиданным и новым (если не считать новинкой часовой антракт - в Мариинке такое случалось). Но оказалось, что качество не определяется количеством. К тому же прима фактически устроила свой мини-фестиваль: за два дня до бенефиса танцевала "Анну Каренину", а еще раньше - открылась фотовыставка о подготовке роли Анны, к которой вышел каталог с текстами-размышлениями балерины. Осталось оформить наметившуюся схему в какой-нибудь абонемент вроде "Ульяна Лопаткина приглашает".

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1261
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.10 13:31. Заголовок: источник Советская ..


источник<\/u><\/a>

Советская «Клеопатра»

Мариинский театр возобновляет балет «Спартак» 1956 года. Премьера была громкой, скандальной и чрезвычайно успешной. Для советского театра это было что-то типа «Клеопатры» с Элизабет Тейлор для Голливуда, только с балериной Аллой Шелест в качестве эротического магнита. После каждого спектакля по Крюкову каналу, если верить легендам, текли рыжие реки — кордебалет массово смывал с себя морилку, изображавшую древнеримскую терракоту. Развратному Риму, на вершине которого сияла куртизанка Эгина (как раз-таки Шелест), Леонид Якобсон уделил не меньше внимания, чем героическим революционным рабам. Если не больше. Билетов было не достать. Во-первых, давали «секс», во-вторых, ни единого пуанта на весь спектакль. Леонид Якобсон, уже тогда прослывший отважным безумцем, переобул всех в сандалии и под верещание балерин: «Че-му мы учились десять лет в балетной школе!» — сумел настоять на своем. Советский театр получил один из немногих модернистских текстов. Многие сейчас говорят, что восстанавливать его не стоило: прикрытый туманной и пряной легендой Якобсон-де выглядит куда более радикальным да и интересным хо-реографом, чем вживе. Что сказать? Да, «Спартак» Леонида Якобсона не будет выглядеть, как шедевр Мориса Бежара. Да, в «советский модернистский балет» на слове «советский» тоже придется сделать ударение. Художественная изоляция за железным занавесом наложила печальную печать провинциальности даже на очень талантливые балетные тексты советского времени. Но на слове «талантли-вый», пожалуйста, ударение тоже сделайте. Если бы какой-нибудь юный хореодел наставил что-то подобное «Спартаку» сейчас, с ним бы носились как с бу-дущим Баланчиным-Бежаром-Петипа. И в этом главное отличие старенького «Спартака» от «современного искусства»: простого позыва «я тоже так смогу» он — пусть старомодный, чуть неуклюжий, чуть наивный — не рождает.

К тому же театр выставил весьма сильный состав. Ульяны Лопаткиной не бу-дет. По крайней мере не в первые спектакли. Все остальные солистки будут брать не умом, а сексапильностью. И что совсем удивительно: в премьерном составе возникла Юлия Махалина. Уж и Лопаткина сейчас считается «старшим поколением», а Махалина — так и вовсе из эпохи «до Лопаткиной». Увидеть этот исторический курьез необходимо: Юлия Махалина — женщина яркая и недооцененная, такая комбинация часто дает ослепительные артистические вспышки. А во втором со-ставе и вовсе Екатерина Кондаурова, самая модная девушка Мариинского балета. Вот уж кто умеет эротически раскрасить даже телефонную книгу, так это она. Для 60-летней давности представлений о сексе и «неприличном» ее умение жизненно необходимо.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1266
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.10 23:54. Заголовок: источник Восстание ..


источник<\/u><\/a>

Восстание без Спартака
Мариинский театр показал главную балетную премьеру сезона – возобновление "Спартака" Леонида Якобсона

2010-07-05 / Ирина Губская, Санкт Петербург

Грандиозный спектакль, оставшийся в легендах и при всей популярности не ставший постоянным в афише, возобновлялся лишь в восьмидесятых и уже рисковал быть утраченным, утонув в безвременье. Проехав мимо столетия Якобсона, балет все же возобновлен.

«Спартак» – почти непривычно масштабный объем работы для Мариинки, культивировавшей последние годы лаконизм. На сцене римское великолепие (хотя баланса красок не хватает, что странно: Валентина Ходасевич художник точного театрального глаза, так что мешанину следует отнести к заслуге возобновителей). Добавлены современные эффекты: затемнениями разделены кадры редеющих рядов сражающихся. Видеобарельефы (вместо занавесов) из стилизованных под рисованные барельефы фото артистов. Тема скульптурности сохранена в спектакле и в постановочных группах, и в танцах. «Спартак» четко читается в связях заимствований и влияний. Из этих барельефов – изобразительная хореография Олега Виноградова – от «Витязя в тигровой шкуре» до последнего мимолетного балета в Мариинке. У Якобсона – изобилие ходов из «Баядерки» – от бега гладиаторов с факелами (выход теней) до встречи Фригии со Спартаком перед восстанием (Никия и Солор у храма).

«Спартак» – балет бунтарский и имперский одновременно. Он ровесник ХХ съезда с развенчанием культа Сталина. Этим объяснимы до сих пор достаточно острые пластика, эротика, сюжетные коллизии: понимания, что такое свобода, еще не было, и все ранее недопустимое с ней ассоциировалось и приветствовалось, в том числе влияние наглухо запрещенного в сталинские времена декаданса. (Кстати, автор музыки балета Арам Хачатурян тоже успел побывать под «идеологическим прессом».) Не за горами был Московский фестиваль молодежи и студентов. Правда, до сексуальной революции не дошли, но «Спартак» и «дети фестиваля» проскочили. Ненадолго. Как ненадолго была оттепель.

В постановке Якобсона массовые сцены и второстепенные танцы не менее важны, чем соло главных героев. Гадитанские девы или танец Эгины, бои гладиаторов или плач Фригии. Но привычка к «второстепенности» в иерархии подводит, и если выразителен танец-ход гадитанских дев (хотя и здесь не без неровностей) и отрепетированы бои гладиаторов, то сольные танцы в большинстве не удались – от египетской девушки, немузыкально и непластично ползавшей по авансцене до афинского шута – то ли певца из «Астерикса с Обеликсом», то ли пародии на шоумена, и «рыбки» и умирающего раба с обезьяньими ужимками. Уже первая сцена – выход воинов – на фоне впечатляющей декорации поначалу, с выхода глашатая, выглядела комически, и лишь постепенно проход воинов, с перестроениями и оттененный вьющимися вокруг менадами, обретает нужную мощь. В «Спартаке» умение двигаться по сцене не менее важно, чем танцы. И музыка с простым перемещением и даже статикой должна сочетаться не меньше, чем с танцем. Не случайно на премьеру пригласили Карена Дургаряна – уже дирижировавшего «Спартака» в Михайловском, к тому же соотечественника Хачатуряна.

Самого Спартака в спектакле, по существу, не оказалось. То есть был Игорь Зеленский. Но – не лидер. Его отличало какое-то безразличие, типа «за меня меня сыграют». Словно забежал из иной системы координат, не работающей за пределами прыжков-вращений. И внешне герой получился бесцветным: лысоватый, а шлем нахлобученный на нос; без «морилки» терялся мускульный рельеф. В бою Спартака заметно, только когда остальные полегли. Может, Зеленскому надо было выйти Крассом? Постоял бы в сторонке, пока армия будет Спартака убивать. В любовных дуэтах Виктория Терешкина эмоций не добавила. Здесь тоже проблема сценического, драматического жеста. Вся палитра переживания этой Фригии – истерические судороги, когда поднимаются и без того в угрожающей близости к ушам плечи (как черепаха из панциря выглядывает). У Фригии с мультяшным лицом Покахонтас знаменитейшая сцена прощания перед боем – какое там со щитом или на щите, с мечом так обыденно не обращаются, все же не ложка к обеду.

Получился «Спартак» про Гармодия и Эгину. У Екатерины Кондауровой яркая и умная, статная, моментами веселая Эгина. Способная если не полюбить, то увлечься, да и вообще на человеческие чувства. Танцы Эгины эффектны, дуэты выразительны. Эта Эгина не то чтобы коварная властительница – скорее кошка, которая любит и ценит игру, не веря в настоящий трагизм ее исхода. Гармодий Юрия Смекалова вообще оказался самым ярким персонажем в спектакле – и влюбленный, и ранимый, и нежный, и воин, и переживающий предательство – иуда, который ищет смерти, и просто красивый и мускулистый. Тот второй, который несет на себе все работу и ответственность, но всегда остается рядом и на шаг позади того, кто числится вождем. Ему не дано быть первым. И не надо. Не зря Эгина, на рынке рабов отметив и Спартака, и Гармодия, выбирает партнером для игр именно Гармодия.

Второй сюжетный вождь – Красс у Владимира Пономарева получился под стать Спартаку. Пономарев, который слывет главным мимистом Мариинки, здесь как заготовка из папье-маше. Ходит, словно не в римских сандалиях, а в домашних тапочках. Под танцы гадитанских дев Красс и Эгина выглядели, как семейная пара перед телевизором, только поп-корна не хватало.

«Спартак» оказался для нынешней Маринки тестом на большой стиль. Вагановская академия очень гордится, что актерское мастерство здесь преподают артисты «якобсоновского призыва». Но есть разница – играть в «Клопе» или «Спартаке». «Призывники» явно освоили лишь первый – миниатюры.

Но при всех исполнительских проблемах спектакль хорош. И как зрелище, и как учебное пособие. Есть танцы за пределами арабесков-батманов, есть театр со сценографией и масштабным звучанием.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1267
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.10 23:55. Заголовок: источник Победа за ..


источник<\/u><\/a>

Победа за гетерой
В Мариинке восстановили «Спартака»


Римские площади почти что в натуральную величину. Арена Колизея. Интерьеры римских дворцов. В первые же минуты спектакля на сцену торжественным маршем выходят легионы -- один, другой, третий. Их приветствует красочная толпа. Простодушный зритель впадает в восторженный ступор при виде этой выписанной архитектуры, олицетворяющей мощь великой империи, и этих красавцев в латах -- примерно так, как колхозники конца 30-х годов восхищенно замирали, попав на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, что позже стала ВДНХ, и радовались военным парадам. Сравнение не случайно: «Спартак», поставленный Леонидом Якобсоном в 1956 году и восстановленный сейчас в Мариинке Вячеславом Хомяковым, -- плоть от плоти той эпохи.

Все, конечно, непросто, и Леонида Якобсона, всю жизнь травимого советской властью из-за «пятого пункта» (настолько, что были времена, когда даже имя его было под запретом и он вынужден был кормиться анонимной халтурой в окраинных ансамблях национального танца), менее всего можно назвать сталинистом. Его скорее можно даже счесть диссидентом -- в той степени, в какой это возможно в балете, где «работа в стол» немыслима. Он снимал с балерин пуанты, заставлял их ходить невыворотно (то есть так, как обычные люди), экспериментировал с пластикой, воевал с ханжами за возможность эротики на сцене -- и все это ужасно раздражало кураторов Кировского театра. Собственно, он сделал всего «шаг в сторону» (в том же 1956-м во Франции уже был Бежар, а это все-таки новаторство принципиально иного уровня), но на него спускали собак так, будто он сотворил полноценный побег. Но битый и гнутый, лишь под конец не слишком долгой жизни получивший собственный маленький театрик хореограф дышал воздухом своего времени -- просто потому, что другого воздуха не было. И сочиненный им спектакль про восстание рабов этому самому рабскому времени принадлежал.

Для этого времени характерна неподвижность, скульптурность, масштаб. И Якобсон интересовался темой «ожившей скульптуры» (у него есть обаятельный цикл миниатюр на темы роденовских шедевров). Но скульптура не только оживала, но и замирала вновь, и вот этот момент замирания, застывания, ухода живой жизни самое страшное, что есть сейчас в восстановленном спектакле.

Весь балет поставлен так: проходит какая-то сцена, в финале ее все действующие лица замирают. Перед ними опускается промежуточный занавес, и на этот занавес идет проекция барельефа, составленного из таких же фигур. Будто люди превратились в камень. И поставлено это как момент торжества, ударный такой акцент: камень этот важнее человека. А некоторые сцены вообще состоят только из живых барельефов: занавес поднялся, нам показали скульптурную группу, занавес опустился. Поразительна при этом сцена последней битвы: раз стоп-кадр, занавес, два стоп-кадр, занавес, и только потом начинается какое-то движение, которое, впрочем, быстро заканчивается -- все, Спартака уже убили.

Все первое действие делится на две части: шествие (легионы Красса возвращаются с победой в Рим) и сражения на гладиаторской арене (один из обреченных -- Спартак). И то и другое -- впечатляющие части спектакля, но спектакля, собственно говоря, не балетного. Для участия и в той и в другой части артистам совершенно не нужно с детства страдать у балетного станка -- достаточно хорошо подготовленных физически молодых людей, например курсантов школы милиции. Разделены два фрагмента сценой на рынке рабов, опять-таки почти неподвижной: все замерли, лишь одна юная рабыня выгибается в мостик и елозит попой по полу. Ее пожилая матушка, сидящая рядом, хватается за голову от такого поведения дочки, не одобряя, видимо, способа, которым та решила устроиться в жизни. Когда же на девушку обращает внимание римлянин и покупает ее, только что эротически выгибавшаяся страдалица начинает биться в истерике: «Нет-нет, только не это». Выглядит это весьма потешно.

Зато гладиаторские бои довольно достоверны и весьма жестоки. Нет, конечно, там хватает моментов, когда один из артистов тормозит вместо того, чтобы ударить замешкавшегося противника, но не они определяют бой. Сражение трех гладиаторов, выжить в котором должен только один, поединок бойца, вооруженного трезубцем и сетью, с тем, у кого щит и меч, битва «шеренга на шеренгу» -- все это смотрится весьма эффектно. И очень выразительны смерти: никто не падает просто так, каждый, кого ударили мечом (а таких персонажей, как вы догадываетесь, много), ползет по сцене, корчится, дрожит и долго не успокаивается. Хозяина же школы гладиаторов взбунтовавшиеся рабы во втором действии подвешивают за руки на ограде школы, и во всей этой равнодушной выразительности отпечаток времени виден более чем в чем-нибудь еще. Впрочем, хореограф даже пластике не доверял стопроцентно: когда убивают Гармодия (соратник Спартака, покинувший лагерь восставших из-за предательницы-гетеры) и вонзают нож ему в спину, на белую тунику артисту выливают, не скупясь, красную краску.

Второе действие богаче танцами: встреча Спартака и его возлюбленной Фригии, что была продана другой хозяйке, на римской площади; встреча там же наивно-пылкого Гармодия и римской гетеры Эгины; монолог Спартака -- призыв к восстанию. При этом мужчины в любовных дуэтах так мало шевелятся, что женщинам приходится брать инициативу на себя: Эгине это удается лучше, Фригии -- несколько хуже.

Тут надо наконец сказать об артистах. Для этого спектакля Мариинка вновь призвала на свою сцену Игоря Зеленского, что оставил петербургский театр ради руководства новосибирским балетом. Роль Спартака выдана именно ему, и это кажется чудовищной несправедливостью: даже перешагнув 40-летний рубеж, танцовщик Зеленский подвижнее, быстрее и обаятельнее, чем этот на глазах превращающийся в монумент Спартак. Фригией назначена Виктория Терешкина, ей также не повезло: ее партия, кажется, сочинена Якобсоном по генеральному принципу «лишь бы не так, как в жизни». Вот если движение не похоже на обыденное -- уже замечательно. Поэтому у бедной Фригии какие-то дикие реакции: например, в финальной сцене у трупа Спартака она сидит на коленях, согнутые в локтях руки заведены за спину. И вот, оплакивая любимого, она несколько раз быстро дергает локтями вперед-назад, будто делает зарядку. Юрий Смекалов в роли Гармодия несколько пережимает с аффектацией (танцовщик давно покинул балет Бориса Эйфмана, но с дурными привычками сложно расставаться), и только Екатерина Кондаурова в роли Эгины абсолютно безупречна.

Текучая пластика, лиана, обвивающая мужчину, ни капли пошлости, никакого прямого вызова, но все-таки обращение к герою -- «я существую сама по себе, но почему бы тебе не обратить на меня внимание?». Будто нет коленок и локтей, есть одна непрерывная волна, убаюкивающая, обволакивающая, завораживающая. Мужчин она привлекает не открытой чувственностью, а именно тайной, тихо произнесенным смутным обещанием. Рядом с такими мужчине хочется быть рыцарем, защитником, возможная опасность кажется смехотворной; когда же приведенный ею Гармодий схвачен римскими солдатами, она отворачивается от него без тени эмоций на лице. Ни презрения, ни торжества, ни секундного сожаления -- он ей уже неинтересен.

Но одна Эгина не может спасти спектакль, который называется «Спартак». В памяти ведь останется не только она, но утомительная череда мертвых барельефов, жалкая сцена ночного побега гладиаторов (в 1956 году они, наверное, бежали по темной сцене с факелами, нынче с фонариками, и выглядит это все как соревнования по спортивному ориентированию) и предводитель римлян Красс, которого носят на подставке, как статую (он не танцует вовсе). Ну, конечно, еще две живые лошади в военном лагере (животные всегда вызывают оживление в зале). И декорации, декорации, декорации. И костюмы, костюмы, костюмы. Две тысячи бутафорских предметов, изготовленных для спектакля. Выставка достижений балетного хозяйства 1956 года. Печальное и поучительное зрелище.

Анна ГОРДЕЕВА

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1268
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.10 13:24. Заголовок: источник "Спар..


источник<\/u><\/a>

"Спартак" из фотошопа
// Мариинский театр восстановил великую постановку Леонида Якобсона


В последние годы Петербург на "Спартаков" просто прорвало. В 2008 гладиаторы захватили Михайловский театр ("Ъ" от 30 апреля 2008 года). В сентябре 2009 картонным оружием бряцали под искры горевшего софита в Театре балета имени Леонида Якобсона ("Ъ" от 1 октября 2009 года). Теперь к раздаче щитов, мечей и пик подтянулся и Мариинский театр: здесь "капитально возобновлена" легендарная постановка Леонида Якобсона 1956 года. На важнейшей премьере сезона побывала ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.

Спектакль, ставший в свое время самой авангардной и самой сексуальной постановкой советского балета, с которого, по меткому выражению старшей коллеги, началось "грехопадение Терпсихоры", и сегодня, спустя более чем полвека, может быть однозначно признан лучшим "Спартаком" всех балетных времен и народов. Масштаб в духе голливудских пеплумов, грандиозность воплощения, нетривиальная хореография, стилизованная под пластику античных барельефов (балерины так и не дождались пуантов, обещанных Якобсоном на репетициях, и танцевали на полупальцах в античных сандалиях), недвусмысленная и весьма откровенная эротическая составляющая — DVD с этим "Спартаком" можно отправлять в космос к далеким планетам, запечатывать в бутылки в виде послания будущим поколениям с наказом вскрыть при наступлении коммунизма и закладывать в фундамент при строительстве новых театров.

Капитальное возобновление Мариинского театра, несомненно, много лучше "погорелой" версии в Театре Якобсона — по крайней мере, "тело" знаменитого балета явлено без каких-либо ампутаций и при полном параде. Роскошь "взаправдашних" декораций (узнаваемые архитектурные пейзажи древнеримских монументов, арен и храмов), "рубенсовская" музыка Арама Хачатуряна, изливающаяся из оркестровой ямы (дирижер Карен Дургарян), мощная массовка, принцип оживших барельефов. Чтобы прочертить связь времен, а заодно и дать возможность сравнить "было и стало", после каждой картины, заканчивающейся застывшей композицией, на занавес проецируются фото постановки 1956 года. Игра "Найди 10 отличий" здесь бесполезна: не найти ни одного.

Уже первый эпизод, "Триумф Рима", задал победительную интонацию — количество участвующих в шествии античных легионеров было адекватно масштабности постановки: когорты и фаланги заполняли сцену, маршировали, складывали группы одна другой интереснее. Нечеткий строевой шаг и приблизительная ровность колонн заставили вспомнить добрым словом курс НВП (начальная военная подготовка. — "Ъ") в советской школе, где во время строевых занятий товарищ майор всегда ставил в пример учеников хореографического училища. Нынешним легионерам пара-тройка занятий на плацу явно не помешала бы.

Якобсон-режиссер скупыми технологическими средствами создает потрясающие по масштабности картины. Ну как, скажите, можно изобразить на балетной сцене эпизод восстания рабов? Гениальный в своей простоте ход, позаимствованный у Петипа: по сцене в полной темноте "змейкой" (по траектории теней в "Баядерке") несется стихийный поток восставших рабов, у каждого в руках зажженный факел, освещающий путь. Люди скрыты во тьме, видна только эта мчащаяся пылающая лава, создающая эффект многотысячного присутствия (каждый артист пробежал, наверное, стометровку раза по три).

Хореография восстановлена досконально, к возобновлению привлечены практически все, когда-либо участвовавшие в "Спартаке" на ленинградской сцене. Но все же не покидало ощущение, что нынешняя якобсоновская хореография — словно пустоты от человеческих тел на раскопках античных Помпей, по которым археологи-балетмейстеры восстанавливают положения давно истлевших человеческих останков. Наверное, невозможно не искать в главных героях нынешней премьеры черты легендарного Спартака Аскольда Макарова, Эгины Аллы Шелест, Фригии Инны Зубковской. Но лучше этого не делать: слепки знаменитых ролей уже заняли свои места в пантеоне балетной истории, а современное поколение всегда будет отличаться, как отличаются между собой архивные фотографии на толстом картоне и цифровые кадры, отредактированные в фотошопе.

источник<\/u><\/a>

Восстановление Спартака
// Балет Леонида Якобсона в Мариинском театре


Премьера балет
В Мариинском театре реконструирован исторический шедевр — балет "Спартак" в хореографии Леонида Якобсона. ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО полагает, что старания балетных археологов не пропали даром.

В Мариинском театре возрожден легендарный "Спартак" Леонида Якобсона 1956 года рождения. В "капитальном возобновлении" Мариинского театра "тело" знаменитого балета явлено без каких-либо ампутаций и при полном параде: роскошь "взаправдашних" декораций (узнаваемые архитектурные пейзажи древнеримских монументов, арен и храмов), "рубенсовская" музыка Арама Хачатуряна, изливающаяся из оркестровой ямы (дирижер Карен Дургарян), мощная массовка, принцип оживших барельефов. Чтобы подчеркнуть связь времен, а заодно дать возможность сравнить былой спектакль и нынешний, после каждой картины, заканчивающейся застывшей композицией, на занавес проецируются фото постановки 1956 года — игра "Найди десять отличий" здесь бесполезна: не найти ни одного.

Уже первый эпизод, "Триумф Рима", задал победительную интонацию — количество участвующих в шествии античных легионеров было адекватно масштабности постановки: когорты и фаланги заполняли сцену, маршировали, складывали группы, одна другой интереснее. Правда, современные "легионеры" нечетко печатали шаг и весьма приблизительно держали ровность колонн — пара-тройка строевых занятий на плацу явно не помешала бы. Но это не мешает оценить мастерство Якобсона-режиссера, скупыми технологическими средствами создававшего потрясающие по масштабности картины. Скажем, для эпизода восстания рабов он позаимствовал у Петипа гениальный в своей простоте ход: по сцене в полной темноте "змейкой" (как тени в "Баядерке") несется поток восставших рабов, у каждого в руках зажженный факел. Люди скрыты во тьме, видна только эта мчащаяся пылающая лава, создающая эффект многотысячного присутствия.

Хореография спектакля восстановлена досконально, к возобновлению были привлечены практически все когда-либо участвовавшие в этом "Спартаке" на ленинградской сцене. И все же в исполнении сегодняшних артистов якобсоновская хореография выглядела как пустоты от человеческих тел на раскопках античных Помпей, по которым археологи-балетмейстеры восстанавливают положение давно истлевших человеческих останков. Невозможно не искать в главных героях нынешней премьеры черты героев премьеры полувековой давности: легендарного Спартака Аскольда Макарова, Эгины Аллы Шелест, Фригии Инны Зубковской. Хотя лучше бы этого не делать: по психофизике современное поколение отличается от предшественников, как различаются между собой архивные фотографии на толстом картоне и цифровые кадры, отредактированные в фотошопе.

Игорь Зеленский (Спартак), брутальный любимец петербуржцев 1990-х, перейдя в категорию возрастных артистов, притушил технологическую мощь танцовщика-виртуоза — его герой предстал усталым, проникновенным и обреченным. Екатерина Кондаурова, благодаря успехам в современной хореографии слывущая символом отечественной танцевальной сексуальности, в партии куртизанки Эгины, конечно, не представила всю нравственную глубину падения античного Рима (каковую являла в этой роли Алла Шелест), но свою лепту внесла, выплеснув всю необузданность чувств и вакхический темперамент в знаменитой вариации на пиру у Красса. Владимир Пономарев, ветеран ленинградско-петербургского балета, заканчивающий свой 46-й театральный сезон, в партии древнеримского полководца явился едва ли не хореографическим Малкомом Макдауэллом.

"Спартак" Леонида Якобсона, несомненно, лучший художественный продукт истекшего петербургского сезона. Спектакль, больше полувека назад ставший самой авангардной и самой сексуальной постановкой советского балета, ошеломляет и сегодня. Грандиозность мизансцен в духе голливудских пеплумов, нетривиальная хореография, стилизованная под пластику античных барельефов, недвусмысленная и весьма откровенная эротика — поистине эту постановку следует однозначно признать лучшим "Спартаком" всех балетных времен и народов.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 40 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия