On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Карина
постоянный участник


Пост N: 1027
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.09 10:57. Заголовок: балет 227 сезон часть 2


Раздел посвящен публикациям о спектаклях текущего сезона.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 45 , стр: 1 2 All [только новые]


Карина
постоянный участник


Пост N: 1194
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 10:57. Заголовок: источник Роман со в..


источник

Роман со всеми остановками
// "Анна Каренина" Алексея Ратманского добралась до Мариинского


рассказывает Татьяна Кузнецова
Журнал «Weekend» № 13 (159) от 09.04.2010

Петербургская премьера "Анны Карениной", открывающая Х международный фестиваль "Мариинский", может стать гвоздем не только его балетной программы, но и всего петербургского сезона. Алексей Ратманский — единственный российский автор, ставший в ХХI веке мировой знаменитостью,— переносит на сцену Мариинского театра свой самый востребованный балет. Роль аристократки, разрушившей свою жизнь ради любви, исполнит самая женственная и непредсказуемая российская балерина — Диана Вишнева. А дирижировать балетом Родиона Щедрина, написанным им в 1972 году для Майи Плисецкой, будет сам Валерий Гергиев — к великому трепету артистов и ликованию балетоманов-меломанов. Конечно же, такое событие не пропустят и Плисецкая с Щедриным, создавшие один из главных балетных хитов 1970-х (после премьеры в Большом "Анна Каренина" в постановке Майи Плисецкой, Натальи Рыженко и Виктора Смирнова-Голованова прописалась еще в шести городах СССР и была увековечена телевидением). Впрочем, балет Ратманского знаменитая супружеская чета видела не раз — он оказался самым популярным спектаклем первого десятилетия нового века.

"Анну Каренину" Ратманский поставил в Датском Королевском балете в 2004 году. Заказ на постановку он получил, будучи солистом этой труппы, в пору своего нежного романа с Данией (в 2002 году королева Маргрет II одарила артиста титулом рыцаря Датского флага, а Королевский театр присвоил уникальное звание пожизненного солиста). А завершил балет уже в должности художественного руководителя балета Большого театра — Москва перехватила перспективного автора.

Несмотря на нестандартные обстоятельства, в этом балете нет и следа спешки или раздвоенности: "Анна Каренина" Ратманского — тщательно сконструированный, добротно поставленный и вполне традиционный балет-роман со всеми полагающимися атрибутами жанра: обстоятельно изложенным сюжетом, богатым оформлением и сильными актерскими ролями. Для любой балерины это спектакль-мечта: у Анны в нем целых десять дуэтов с Вронским. Да и с Карениным у нее есть возможность потанцевать: вопреки сложившейся традиции, у Ратманского рогоносец — фигура страдательная, а потому не просто расхаживает по сцене, а активно действует, хотя бы в кошмарах Анны. Хореограф вообще не склонен никого и ничего обличать: ни жестокость света, ни лицемерие морали, ни женский перфекционизм, ни мужскую готовность к компромиссам. В его спектакле все сконцентрировано вокруг любовной истории, психологическое (а вовсе не эротическое) развитие которой и управляет плотно сколоченным действием, в котором есть на что посмотреть и помимо интимной жизни Анны.


С невозмутимостью истинного новатора Ратманский выстраивает грандиозные пантомимные сцены, которые казались бы невозможными еще десяток лет назад. Его аристократы в длинных исторических платьях, фраках и мундирах запросто расхаживают по сцене, не подскакивая и не приплясывая, как диктовали правила советского "хореографического симфонизма". В театре, куда является Анна (заметьте: просто пешком, а не перебирая ногами в па-де-бурре и не сигая в па-де-ша), имеются настоящие ложи, в которых сидит публика, брезгливо лорнирующая отверженную,— и эта простота решения работает почище лобовых метафор. И в сцене скачек офицеры не галопируют в прыжках и не трусят рысью, изображая лошадей,— динамику событий передает почти кинематографическая смена планов статичной публики и проносящихся мимо наездников.

В этом балете вообще много от кино. Тут не тратят время на смену декораций, но и не обходятся минимумом аксессуаров. Сценограф Микаэль Мельби и видеохудожник Уэнделл Харрингтон нашли органичное сочетание материального и визуального. Место действия, будь то вокзал или зимний сад в петербургских апартаментах Анны, проецируется на задник, создавая видимость визуальной объемности, в которую вписываются необходимые сценические постройки. Один из самых эффектных эпизодов происходит в вагоне, выстроенном на сцене в натуральную величину и вращающемся вокруг своей оси: он являет публике то интерьер с дремлющими пассажирами, то свою внешнюю сторону — во время стоянки на полустанке, где и происходит первое объяснение будущих любовников.

После премьеры в Копенгагене эту "Анну Каренину", сделанную в жанре традиционного романа, столь редком в современном театре, захотели иметь в своем репертуаре сразу несколько европейских трупп. Балет Ратманского был перенесен в Хельсинки, Вильнюс, Варшаву и вот теперь доехал до Петербурга. Зрительский успех ему можно предсказать уже сейчас. Тем более что после Дианы Вишневой, словно созданной для этого балета, роль Анны собирается примерить и "божественная" Ульяна Лопаткина, которую, правда, трудно представить в роли падшей женщины и неврастенички; а также обольстительная красавица Екатерина Кондаурова, чуть ли не единолично отвечающая за всю эротику Мариинского балета.

Мариинский театр, 15 апреля, 20.00; 16 апреля, 19.00

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1195
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 10:58. Заголовок: источник Анна Карен..


источник

Анна Каренина добралась до Петербурга
// Перемещенные ценности


Журнал «Власть» № 14 (867) от 12.04.2010
Фото: Валентин Барановский/Коммерсантъ

Фестиваль балета "Мариинский" откроется премьерой балета Алексея Ратманского "Анна Каренина". Он был сочинен для Датского королевского балета еще в 2004 году и с тех пор прокатывался театрами в Варшаве, Хельсинки и Вильнюсе. Теперь поезд доехал и до Петербурга.

С Ратманским Мариинка сотрудничает не первый раз, и даже комбинация "Ратманский на музыку Родиона Щедрина" уже опробована в прошлогоднем "Коньке-Горбунке". Но, вероятно, рисков Мариинка боится еще больше, чем обвинений в секонд-хенде. Даже нынешняя "Анна" для Мариинки — смелый поступок. Ибо в прошлый раз Мариинский театр брался за "Анну Каренину", во-первых, без музыки Щедрина, а во-вторых, еще при последнем представителе советского сословия "главных балетмейстеров" Олеге Виноградове. На сцену выкатывался паровоз в натуральную величину, который в финале чуть ли не перерубал пополам тогдашнюю приму Юлию Махалину. В размахе и придурковатости спектакль не уступал лучшим голливудским экранизациям романа. Юная Ульяна Лопаткина танцевала партию княжны Кити.

Теперь Лопаткина сама прима — и выйдет в роли Анны во втором составе. Премьеру отдали ее единственной на сегодняшний момент достойной сопернице — Диане Вишневой, которой, возможно, роль грешной жены подходит куда больше, чем Ульяне Лопаткиной, олицетворенному эталону корректности и приличий. А может, Лопаткиной просто не хотелось ступать в еще сырой спектакль, который, как всякая премьера, будет дозревать прямо на сцене.

Но как бы ни прошла премьера, уже ясно: это страннейшее приобретение. И страннейший балет для самого Ратманского. На фотографиях, в статике, он выглядит привидением "Анны Карениной" Майи Плисецкой, и даже вздернутые на боках кринолины напоминают легендарные плисецкие костюмы от Кардена. А в движении — так, как будто это поставил не Ратманский, а признанный английский автор убедительно вторичных хореодрам 1970-х Кеннет Макмиллан, только более талантливый. Рыбки, ласточки, падения на руки партнеру, пылкие пионерские объятия в момент музыкального оргазма — гигиена любовных дуэтов у Ратманского соответствует стандартам макмиллановской "Манон", которую мариинские балерины танцевали взасос, к полному восторгу балетоманов, но на которую театр не получил дальнейшей лицензии. То есть, с одной стороны, Мариинку следует искренне поздравить со стопроцентным хитом. В том, что "Анна" Ратманского, да еще украшенная сверхпопулярными Вишневой и Лопаткиной, порвет кассу, сомнений нет. И впервые это сделает не какой-нибудь покойный англичанин, а еще как живой русский хореограф. Это сенсация.

Впрочем, резюме спектакля немного подпорчено. Для нас это "новый Ратманский", который не просто по определению хорош в любую погоду. Всякий новый спектакль Ратманского в Мариинке или Большом всегда означает, что на этом месте могла быть какая-то пошлая гадость, так лакомая русскому балету,— но ее не случилось, поскольку случился Ратманский, и силы добра и света стяжали очередной переменный успех. Это для нас. А если вообще, то картина выглядит грустно. Премьера в Датском королевском балете? Но "Анна" там уже давно не идет — это был сезонный фрукт, каковых труппа надкусывает множество. Преодолев триумфальный маршрут Вильнюс—Хельсинки—Варшава, спектакль доберется до Петербурга. В то же самое время по Европе и Америке рыщет пересыпанная паровозами разной величины "Анна Каренина" неутомимого Бориса Эйфмана. Рано или поздно, думается, они должны встретиться, как дети лейтенанта Шмидта. Случится коллапс, поскольку двух русских "Анн" западный мозг не удержит. Но пока что The New York Times посвящает эйфмановской "Анне" в меру одобрительные рецензии, и приходится признать, что Эйфман решил тему куда забористей, чем интеллигентный Ратманский, а значит, вполне может одержать верх. Вряд ли это расстроит самого Ратманского: фокус его интересов — прохладные неоклассические своды New York City Ballet, и продукция, которую он делает там, сильно отличается от его же "Анны". Это не упрек в цинизме, а похвала точному слуху на жанр и публику. Но куда себя вписать через запятую — после Нью-Йорка или после Вильнюса, Варшавы, Хельсинки,— Мариинский театр выбрал самостоятельно.

Юлия Яковлева

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1196
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 11:01. Заголовок: источник Taking fli..


источник

Taking flight
Ballet stars from around the world are set to arrive in the city for a festival.


By Galina Stolyarova
The St. Petersburg Times

The Mariinsky Theater’s top-flight dancers Diana Vishneva, Ulyana Lopatkina, Viktoria Tereshkina and Leonid Sarafanov will spend the next ten days performing alongside foreign celebrities, dancing both cutting-edge new works and venerable classics.

Mathieu Ganio (Opera de Paris), Alina Cojocaru (Royal Opera House, Covent Garden), Polina Semionova (Staatsballett Berlin), Daniil Simkin and David Hallberg (American Ballet Theater) will visit St. Petersburg to attend the 10th International Mariinsky Ballet Festival, which runs from April 14 through April 25.

A brainchild of the Mariinsky Theater’s artistic director Valery Gergiev, the festival opens with a premiere of Alexei Ratmansky’s ballet “Anna Karenina,” set to music by Rodion Shchedrin, with Mariinsky prima ballerina Diana Vishneva in the lead role.

The Mariinsky Ballet Festival aims first and foremost “to agitate souls,” as Gergiev himself puts it. It is designed to give Russian audiences the opportunity to see Western stars, as well as showcasing the best of the theater’s own talent.

The Mariinsky has another annual festival — “Stars of the White Nights,” which Gergiev established in 1993 — but the choreographic element has gradually been overwhelmed by operatic and symphonic works in its programs.

One of the ballet festival’s highlights will be the Evening of Young Choreographers on April 23, when three young contemporary choreographers — Edwaard Liang, Emil Faski and Yury Smekalov — will present their one-act ballets, created specially for the Mariinsky Ballet Company’s leading soloists Yekaterina Kondaurova, Viktoria Tereshkina and Leonid Sarafanov.

Liang devised his ballet, “The Flight of Angels,” set to the music of John Tavener and Marin Marais, for Olesya Novikova and Leonid Sarafanov.
“I want to take the audience on a journey from the evolution of what we see in the beginning to where this entity is going,” the choreographer said of “The Flight of Angels.”

“I have my own story and a very clear concept, but I want to make sure that audience members are able to find their own way through the piece. The most important thing is that they will see the evolution of a spirit. That is why the piece is called ‘The Flight of Angels.’”

Liang said that in his ballet, the evolution of spirit is about the hero’s mind; it is about shedding his physical body and perhaps moving somewhere else. “I really hope that the audience will find their own stories within it,” the ballet master said.

Born in Taipei, Taiwan, and raised in California, Liang took his first dance class at the age of five. In 1993, upon graduating from the American School of Ballet, the dancer joined the New York City Ballet. His dancing career got off to a flying start — in the same year, Liang won prizes at the internationally renowned Prix de Lausanne and Mae L. Wien ballet competitions.

In 2008, the choreographer was nominated for the prestigious Golden Mask national theater award for his ballet “Whispers in the Dark,” which he staged for Igor Zelensky’s company in Novosibirsk.

In 2006, Liang was named one of the “Top 25 to Watch” by Dance Magazine for choreography. He was also the winner of the 2006 National Choreographic Competition. The aspiring choreographer currently spends his time between Russia, Singapore, New York and London.

“The Mariinsky Theater is an amazing place to work,” said Liang. “The dancers are incredible. With so much happening at the theater, staging a ballet here is very challenging but anything that is worth something special is always going to be challenging.”
Before coming to St. Petersburg, Liang tried to keep an open mind. The choreographer wanted to arrive at the celebrated theater without a preconceived notion of what it was like.

“I am aware of the fact that there may be two handfuls of people who have ever choreographed for the Mariinsky, so to be a part of this I wanted to do the best job I could,” Liang said. “It was a big surprise for me to be able to do a ballet for Leonid and Olesya so quickly. We choreographed the whole 25-minute-ballet in less than 11 days. Working two hours a day for 11 days, that is surprising! Leonid learnt his five solos in something like four days. It is remarkable.”

In Liang’s opinion, as a technician, Sarafanov is an absolute master. “He is digital. He can do anything,” the choreographer said. “But what makes him the dancer that he is, is that he is not just a technician. Most dancers are either technicians or they are strong artistically. He is a rare interesting blend of being technical and expressive. He’s a true artist, thoughtful and creative, and when he is on stage he is very ‘moment to moment.’ He is alive and unpredictable.”

Another highlight of the festival will be a performance featuring stars of the world’s greatest ballet companies together with Mariinsky Theater partners in a program of duets from the Mariinsky Theater’s “gold reserves.”

“Romeo and Juliet” with choreography by Leonid Lavrovsky on April 17 will star Polina Semionova of the Staatsballett Berlin, alongside the Mariinsky’s Vladimir Shklyarov, while in “La Bayadere” on April 18, the lead roles will be danced by Mariinsky dancers Viktoria Tereshkina and Igor Zelensky, along with Maria Alexandrova of Moscow’s Bolshoi Theater.

On the evening of April 19, the title role in George Balanchine’s “Apollo” will be performed by Mathieu Ganio of Opera de Paris, and on April 20, Natalia Osipova of the Bolshoi Theater will perform in “Giselle” together with the Mariinsky’s Leonid Sarafanov.

“Swan Lake” on April 21 will feature a duo of Bolshoi Theater soloists, Svetlana Zakharova and Andrei Uvarov, and on April 24, Alina Somova of the Mariinsky Theater will partner David Hallberg of the American Ballet Theater in “Sleeping Beauty.”

The Mariinsky Ballet Festival runs from April 14 through April 25 at the Mariinsky Theater, Teatralnaya Pl. 1. Tel: 326 4141. M: Sadovaya. www.mariinsky.ru

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1198
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 11:10. Заголовок: источник В Казани б..


источник

В Казани билеты на Нуриевский фестиваль появятся в продаже

Алла БУЛЫЧЕВА — 09.04.2010 16:44

В понедельник в оперном театре любители балета будут занимать очередь с шести утра. В кассах начнется продажа билетов на Международный фестиваль им.Рудольфа Нуриева, который откроется в Казани 12 мая. Фестиваль классического балета пройдет в Казани в 23-й раз.
Фестиваль откроет балет Георгия Ковтуна «Спартак».

- Билеты на спектакли в этом году будут стоить от 200 до 800 рублей, а на гала-концерт – от 250 до 2500 рублей, - рассказала «КП» зав. литературной частью Жанна Мельникова.

Завсегдатаи театра, знают, что лучшие билеты достаются тем, кто поспешит приобрести их в первые дни.

- Билеты на гала-концерты расходятся в первую неделю, - говорят в театре. – Причем, покупают равноценно и дешевые, и дорогие билеты.

В этом году в театре ожидают ажиотаж и в преддверии мировой премьеры. Впервые на Нуриевском фестивале звезды Мариинского театра представят спектакль «Quatro» Эдварда Клюга на музыку Марса Лазара. Румынский хореограф ставит балет специально для Нуриевского фестиваля. В спектакле участвуют Анастасия и Денис Матвиенко, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов. Казанцы увидят спектакль 17 мая.

Цена самого дорого билета на мировую премьеру балета «Quatro» – 1000 рублей

Программа фестиваля
12 мая - Спартак, балет А.Хачатуряна в 2 действиях
13 мая - Лебединое озеро, балет П.Чайковского в 4 действиях
14 мая - Спящая красавица, балет П.Чайковского в 2 действиях с
прологом и апофеозом
15 мая - Дон Кихот, балет Л.Минкуса в 3 действиях
17 мая - Quatro, балет на музыку М.Лазара с участием солистов
Мариинского театра Анастасии и Дениса Матвиенко, Леонида Сарафанова,
Олеси Новиковой. Мировая премьера, спектакль поставлен специально для
фестиваля
18 мая - Сказание о Йусуфе, балет Л.Любовского в 3 действиях
19 мая - Корсар, балет А.Адана в 3 действиях
20 мая - Коппелия, балет Л.Делиба в 3 действиях
21 мая - Баядерка, балет Л.Минкуса в 3 действиях
22 мая - Жизель, балет А.Адана в 2 действиях
24, 25 мая - Гала-концерт

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1199
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 16:42. Заголовок: источник Вагончик т..


источник

Вагончик тронется

Мариинский фестиваль открывается премьерой — Алексей Ратманский ставит «Анну Каренину». Точнее, переносит — премьера была шесть лет назад в Датском королевском балете, затем спектакль повторили Варшава и Хельсинки — и вот теперь Петербург. В сотрудниках Ратманского на афише числятся сценограф Микаэль Мельби и видеохудожник Уэндэл Харрингтон — та же команда, что выпускала датский спектакль; соответственно, есть основания полагать, что это именно повторение-перенос, а не новая версия.

Спектакль в Копенгагене выглядел так: пустая сцена, обнесенная экраном, на который транслируются изображения интерьеров и пейзажей. Чаще всего — небо: то умиротворенноспокойное, то с буйно летящими грозовыми облаками. Но и панорама Кремля, и стены многоколонного бального зала, и трибуны ипподрома, и сами скачки — падение бедной лошадки Фру-Фру — снято с документальной точностью олимпийских трансляций. Из «вещественных» декораций на сцене возникает лишь пассажирский вагон в натуральную величину, медленно поворачивающийся вокруг своей оси. Грозовые страсти и вагон — все остальное для Анны Карениной неважно. Потому неважно и для хореографа, сочинившего спектакль вот ровно с точки зрения Анны Аркадьевны. Забудьте про фирменный юмор Ратманского — в этот вечер вы не увидите ничего смешного. Каренина в этом спектакле очень юна и относится к своей жизни страшно серьезно. В этом маленьком балете (час двадцать, если не считать антракт) объемный толстовский роман сведен к дуэтам Анны и Вронского и патетическим монологам бравого офицера. Дуэты вполне трогательны; мужские монологи более всего напоминают мстительные девчачьи мечты — «вот умру, ух как он будет мучиться». И мучается — прыжками пересекает сцену, тянет руки к чему-то невидимому, о чем-то умоляет…

Все остальное — светское общество, сынок Сережа, нелюбимый муж — мельком, события пролетают мимо, как дома мимо бегущей к любимому Джульетты. Впрочем, нет: есть одна отличная кордебалетная сцена — может быть, вообще лучшая сцена в спектакле. Скачки — когда в окружении внимательных дам на старт выходят господа офицеры. Это на экране над ними натуральные лошади, на сцене же лишь красавчики в белых мундирах. И вот это соревнование их, в котором нет и намека на тривиальный перенос движений жокеев, поставлено восхитительно. Все кокетство ипподрома и беззаботное мужество его — в сложно сплетенных кордебалетных танцах. Не удивлюсь, если на премьере зал перекроет оркестр овацией после этой сцены — хотя датчане, понятное дело, себе такого не позволяли, но они ведь вообще аплодируют лишь после закрытия занавеса.

В первый вечер (15 апреля) обещают Диану Вишневу с Андрианом Фадеевым, во второй (16 апреля) — Ульяну Лопаткину и Юрия Смекалова. Сейчас, когда этот номер сдается в печать, информаторы из театра невысоко оценивают шансы зрителей увидеть в назначенный день именно Лопаткину; впрочем, разведчики иногда и ошибаются. Если их прогноз, основанный на сведениях о недолеченной травме балерины, точен, то кому достанется роль Анны Аркадьевны 16 апреля, будет решаться уже много позже. Если же — будем надеяться — слухи неверны, то будет очень любопытно увидеть Лопаткину в роли Карениной — особенно тем, кто на заре ее карьеры видел ее в роли Кити в давно сгинувшем спектакле Андрея Проковского. А что именно «ратманская» — нервная, нежная, джульеттовская какая-то Анна Каренина — замечательно получится у Дианы Вишневой, никто и не сомневается.

4 апреля 2010

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1200
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 11:44. Заголовок: источник Нуриевский..


источник

Нуриевский фестиваль
Казанцев ждет встреча с жителями "Дома Петипа"

Определились составы исполнителей в спектаклях XXIII Международного фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева. Пожалуй, впервые в большей части фестивальных спектаклей казанцы увидят ведущих танцовщиков лучшей балетной труппы России - Мариинского театра. Этот театр в балетных кругах всего мира называют "Домом Петипа": здесь творил этот великий хореограф...

В фестивальном "Лебедином озере" главные партии впервые в Казани исполнят первая танцовщица Мариинского балета Екатерина Кондаурова (Одетта-Одиллия) и второй танцовщик этого театра Александр Сергеев (принц Зигфрид). Несмотря на то, что пока они еще не занимают наивысшего положения в иерархии своей труппы, у каждого из них есть редкие награды. Кондаурова, например, лауреат "балетного Оскара" - международной премии "Benois de la Danse" и высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит". Сергеев тоже лауреат "Золотого софита", а в позапрошлом году был награжден нагрудным знаком Министерства культуры Татарстана "За достижения в культуре". Наше министерство отметило таким образом исполнение Сергеевым заглавной партии в татарском балете Фарида Яруллина "Шурале"...

В другом балете Чайковского - "Спящей красавице" - будут заняты первая танцовщица Мариинки Олеся Новикова (принцесса Аврора) и премьер труппы Леонид Сарафанов (принц Дезире). Аналогичные позиции в иерархии петербургского коллектива и у супругов Анастасии и Дениса Матвиенко, которых публика увидит в балете Минкуса "Дон Кихот": Настя исполнит партию Китри, Денис - Базиля. И, как уже сообщала "ВК", четверка этих танцовщиков - дуэт Матвиенко, Сарафанов и Новикова - исполнят на Нуриевском фестивале мировую премьеру балета "Quatro" хореографа Эдварда Клюга на музыку Марса Лазара.

Прима Мариинского балета Виктория Терешкина и первый танцовщик труппы Владимир Шкляров приглашены на главные партии (Никии и Солора) в "Баядерке" Минкуса, первая танцовщица Мариинки Евгения Образцова исполнит заглавную партию в "Жизели" Адана, второй танцовщик Юрий Смекалов - лесничего Ганса в этом балете.

Дальнее зарубежье на фестивальных спектаклях представят чех Ян Ваня и француз Ги Албуи. Ян Ваня работает сейчас в Национальной опере Украины, занимая там положение артиста балета высшей категории: это на ступеньку ниже самого высокого положения классического танцовщика на Украине - ведущего мастера сцены. В Казани Ян Ваня исполнит партию Ротбардта в "Лебедином озере". А Ги Албуи в данный момент - премьер Саксонской государственной оперы (Дрезден), на фестивале он будет занят в "Коппелии" Делиба: исполнит главную мужскую партию в этом балете - Франца. Партнершей танцовщика Албуи будет ведущая солистка московской труппы "Корона русского балета" Екатерина Бортякова (Сванильда).

Кроме Бортяковой Москву на Нуриевском фестивале представят Елена Князькова (свободная танцовщица, работающая в Европе по гостевым контрактам), она приглашена на партию Клавдии в "Спартаке" Хачатуряна. Еще - ветеран балета Большого театра России Александр Петухов (Санчо Панса в "Дон Кихоте" Минкуса), премьер музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Семен Чудин (Граф Альберт в "Жизели") и солистка этого же театра Мария Семеняченко (Мирта в "Жизели").

Чудин и Семеняченко, скорее всего, станут одними из самых ярких дебютантов Нуриевского фестиваля. Чудин - выпускник Новосибирского хореографического училища (2003), карьеру начал в Universal Ballet Company (Корея), в период с 2007-го по 2008 год танцевал в балете Цюриха. Семеняченко училась в Киевском хореографическом училище, в выпускном классе перевелась в Московскую академию хореографии, которую и окончила в 2004 году. В 2009 году Мария стала "золотым" лауреатом международного конкурса артистов балета в Москве.

Кстати сказать, в этот раз фестиваль соберет девять лауреатов московского конкурса. Кроме Марии Семеняченко это Елена Князькова ("золото", 1993), Леонид Сарафанов ("золото", 2001), Евгения Образцова ("золото", 2005), Анастасия Матвиенко ("золото", 2005), Денис Матвиенко (Гран-при, 2005), Наталия Мацак ("бронза", 2005), Юрий Смекалов (I премия в номинации "Хореограф", 2009), Михаил Тимаев ("бронза", 2009).

Киевлянку Наталию Мацак публика увидит в "Спящей красавице" (фея Сирени), "Дон Кихоте" (Повелительница дриад) и "Корсаре" (Медора). Премьер нашей балетной труппы Михаил Тимаев будет танцевать заглавную партию в "Спартаке" Хачатуряна и Ланкедема в "Корсаре". Другой премьер Казанского балета Нурлан Канетов исполнит на фестивале свою коронную партию - Йусуфа в "Сказании о Йусуфе" Любовского. Его партнершей будет ведущий мастер сцены Национальной оперы Украины Татьяна Голякова (Зулейха)...

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1201
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 11:51. Заголовок: источник Лучшие спе..


источник

Лучшие спектакли фестиваля, выбранные обозревателями «Афиши»

Анна Каренина

Новый Ратманский

Лучший русский современный хореограф Алексей Ратманский переносит в Петербург один из самых востребованных на Западе своих балетов. Заглавную роль исполнят две очень разные великие балерины. Так что премьерные показы обещают еще и ослепительную профессиональную дуэль Дианы Вишневой и Ульяны Лопаткиной.

Ромео и Джульетта

Сталинский драмбалет ногами берлинской примы

На роль Джульетты в легендарном советском спектакле 1940 года пригласили Полину Семионову, многообещающую москвичку, которую чуть ли не со школьной скамьи забрал на положение примы Берлинский театр. Его аванс Полина оправдала с лихвой.

Баядерка

Репертуарный балет в приличном, но обычном исполнении

Столетие со дня рождения одного из важнейших -русских танцовщиков ХХ века Вахтанга Чабукиани Мариинский театр отмечает спектаклем с хотя и не легендарным, но все же сильным составом: пусть карьерный пик Игоря Зеленского уже давно позади, но Виктория Терешкина на сегодняшний день самая техничная балерина Мариинки.

Кармен-сюита

Ульяна Лопаткина берет реванш за полуудачный дебют в Москве

Парадоксальным образом великую Лопаткину в роли Кармен уже видели в Москве (балерина гостила в спектакле Большого театра), и только теперь легендарный балет, поставленный для Майи Плисецкой, добрался до Петербурга. Бонус-трек вечера — «Аполлон» Баланчина с парижанином Матье Ганьо в роли олимпийского бога.

Жизель

Московская гастролерша в местном спектакле

Любимица Москвы, темпераментная танцующая -актриса Наталья Осипова — достойнейший выбор для того, чтобы отметить «Жизелью» столетие другой танцующей актрисы — советской балерины -Татьяны Вечесловой.

Лебединое озеро

Светлана Захарова снова в Петербурге

Бывшая солистка Мариинки, ныне прима-балерина Большого театра Светлана Захарова танцует хорошо знакомый ей в прошлом петербургский спектакль.

Жизель

Французы танцуют Матса Эка

Постмодернистская версия классического спектакля, один из лучших спектаклей конца ХХ века, в котором все романтические метафоры спрямлены и «безумная любовь» приводит в настоящую психбольницу.

Вечер молодых хореографов

Молодые хореографы тянут билет

Очередной розыгрыш лотереи под названием -«Современная хореография», в котором среди темных лошадок есть несомненный фаворит — американец Эдвард Льянг.

Спящая красавица

Во всех смыслах спящая красавица

Красивая и несколько скучная петербургская балерина будет в прямом и в переносном смысле поддержана солистом American Ballet Theatre Дэвидом Холбергом.

Гала-концерт звезд балета

Финальный салют силами dream team

Праздничная мешанина в исполнении первоклассной международной сборной, где большим куском выделяется «Бессмертие в любви» хореографа Эдварда Льянга с участием Игоря Зеленского, номинированное на «Золотую маску».


Спасибо: 0 
Профиль
Сильфида
постоянный участник


Пост N: 761
Зарегистрирован: 15.04.07
Откуда: Санкт-Петербург
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 18:33. Заголовок: Рецензия на "Анн..


Рецензия на "Анну Каренину" в газете "Культура":
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=878&crubric_id=1003831&rubric_id=200&pub_id=1102538

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1209
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:28. Заголовок: источник Роман Толс..


источник

Роман Толстого в танцах и проекциях

15 апреля 2010
Сегодня в Мариинском театре – премьера балета «Анна Каренина» в постановке Алексея Ратманского

Спектакль одного из ведущих российских хореографов на музыку Родиона Щедрина открывает X Международный фестиваль балета «Мариинский». Юбилейный форум обещает стать событием незаурядным: когда еще и в каком театре всего за десять дней увидишь пять премьер? И уж онечно, нечасто выдается шанс побывать на премьере балета по знаменитому роману Льва Толстого, в котором главную роль исполняют примы Мариинского театра – Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина.

Первоначально «Анна Каренина» была поставлена Алексеем Ратманским для Датского королевского балета, затем шла на ведущих балетных сценах и была удостоена премии Benois de la dance. Теперь постановка, уже сделанная с Польской национальной оперой, добралась до нас.

Корреспонденту «НВ» удалось заглянуть на репетицию, где отрабатывались детали, координация действий всех участников спектакля. Особая сложность в том, что на сцену будут выезжать самые настоящие вагоны поезда (причем им нужно будет вращаться на ней во всех направлениях), должна подниматься задняя стена, за которой вдруг окажется мини-салон со старинной мебелью, а над сценой будут проецироваться видеоизображения (лицо Карениной, колеса поезда, летящий снег).

Нерв сюжета натягивается в первую же секунду, как взлетает занавес. На черном столе со скатертью, похожем на гроб, неподвижно лежит женщина. Неподалеку, вытянувшись в струнку, стоит мужчина. Она – горизонтальная линия, он – вертикальная. Они как оси координат, на которые будет наложен график жизни…

Заведующий балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев считает, что этот балет познакомит нас с «новым» Ратманским:

– В этом спектакле он раскроется с другой стороны. Мы привыкли видеть его как ироничного мастера, с хорошим чувством юмора. Этот юмор есть и в «Коньке-Горбунке», и в «Золушке», и в «Поцелуе феи». В «Анне Карениной» перед нами предстает его абсолютно другая грань. Спектакль очень драматичен, язык хореографии в нем переплетается с актерской игрой, что обусловлено самим знаменитым сюжетом.

Что касается исполнительниц главной партии, и Диана, и Ульяна говорят о своей большой радости, которую они испытывают от подготовки премьеры.

– В обычное время скучаешь по атмосфере, которая присутствует в балетной труппе во время последних репетиций, – рассказывает Ульяна Лопаткина. – Все объединены одной работой, изнурены гонкой и обилием занятости. Это сплачивает и подчиняет общей идее. Ты выходишь из привычного режима работы, при котором из года в год занимаешься одним и тем же, все партии уже изучены, и приходится изобретать какие-то новые нюансы и краски, чтобы сохранять их свежесть.

Балерина также рассказала о том, как ей приходилось «вгрызаться» в непривычную хореографию (в отличие от Ульяны, Диана Вишнёва работала с Алексеем Ратманским уже не раз, поэтому они понимали друг друга с полуслова), как постановщик требовал от нее работы над каждой деталью, каждым выходом на сцену и уходом за кулисы – «чтобы показать, что произошло за это время, как изменились чувства».

Для Дианы Вишнёвой (кстати, она танцует Анну в первый день премьеры – сегодня) этот спектакль еще и «премьера нового партнера» – Константина Зверева, за которого прима, как призналась, переживает, хоть и восхищается его трудоспособностью. Ведь для нее адажио в балетах Ратманского – самый любимый эпизод.

– Ратманский – мастер адажио, – говорит Диана. – В обычной жизни он не производит впечатления страстного человека, но он страстный балетмейстер.

Помимо премьеры «Анны Карениной» на фестивале «Мариинский» зрителей ждут премьеры «Кармен-сюиты» Щедрина – Бизе в хореографии Альберта Алонсо (с Ульяной Лопаткиной в партии Кармен) и трех новых балетов, вошедших в проект «Новое поколение» (спектакли поставлены молодыми хореографами на ведущих артистов труппы театра – Екатерину Кондаурову, Викторию Терешкину и Леонида Сарафанова).

Еще одно крупное событие фестиваля – первое выступление на сцене Мариинского театра балета Лионской оперы со знаменитой «Жизелью» Матса Эка.

// Алина Циопа

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1210
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:29. Заголовок: источник Анна и пое..


источник

Анна и поезд
Игорь Шнуренко

На премьеру балета Алексея Ратманского "Анна Каренина" в Мариинском театре стоит сходить дважды. Хотя бы потому, что главную партию в нем исполняют в очередь Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. У каждой из знаменитых прим - свой почерк, свой характер, свой темп, так что два разных спектакля обеспечены.

Алексей Ратманский, который работает сейчас в American Ballet Theater, не просто перенес на сцену Мариинки спектакль, поставленный им в 2004 году для Королевского датского балета. Это четвертая или пятая редакция произведения, над которым хореограф трудится постоянно.

"У Алексея замечательное качество - в каждом театре он эту постановку все улучшает и улучшает", - говорит Майя Плисецкая, жена и муза Родиона Щедрина, автора музыки к балету. Плисецкая впервые поставила "Каренину" в Большом театре почти 30 лет назад.

Музыка Щедрина - композитора, которому подвластны и лирика, и драма, и героика, и сарказм, и китч, - создает пространство, полное силовых полей. А может быть, даже и минных.

Весь культурный мир знает, как умерла Анна Каренина, так что Ратманский быстро расправляется с сюжетом, начав с креста из горизонтального тела Анны и вертикальной фигуры Вронского.

В такой литературной стране, как Россия, на постановку по Толстому - всерьез, не для стеба! - надо осмелиться. Сравнивать начнут! Удивительно, но без зауми - и без видимых усилий! - Ратман¬скому удалось взять планку. Его, как и Толстого, интересует не броская мелодрама, а жизнь души.

Балет построен как очень графичный, эффектный, кинематографичный хоровод воспоминаний, которые, как во сне, наплывают друг на друга. Анна Дианы Вишневой танцует, пробираясь между минными полями, танцует, заговаривая страшную машину, которая неизбежно заберет ее в конце.

Поезд - отдельный персонаж драмы. Это, конечно, смерть, требующая жертвы, при этом смерть очень живая. Сожравшая приличную долю бюджета спектакля махина живет своей жизнью и, кажется, порой выходит из-под контроля постановщиков. Поезд ревнует Анну к Вронскому, к мужу, к сыну, к Ратманскому и в конце концов ослепляет, заглатывает.

Что остается? Остаются русские мальчики - сын Карениной Сереженька, который играет с паровозиком, муж, любовник, между которыми главная разница, пожалуй, лишь в статусе. Даже царь Александр II - тоже русский мальчик, только играет он в солдатиков из плоти и крови.

Скачки - одна из ключевых сцен балета, показывающая, что Ратманский владеет и сарказмом, с которым граф Толстой описывал высшее общество. Блестящий танец кентавров - этаких лошадей в мундирах - становится фоном для дуэта Карениной и Вронского, пытающихся остановить миг счастья.

Сарказм переходит в гротеск в сцене с итальянской оперой - там, где Анна окончательно отделяется от окружающих ее людей. Тут, правда, так и тянет к традиционному, из учебника, истолкованию смерти Анны: мол, общество виновато - хотя в балете намечены и иные смыслы.

Так, Анна - Диана Вишнева показывает, что в оперу пришла уже полая женщина. Она умерла, когда у нее отняли сына. Того самого русского мальчика, который вечно ведь с паровозиками играет, не так ли?

Толстой, как известно, балет очень не любил. Но, может быть, вечером в пятницу граф тайно, чтобы не видели критики, спустится со своего высока (что бы ни говорила Церковь, а я верю, что он все-таки там) - и пойдет смотреть Лопаткину. Вишнева графу уже понравилась.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1211
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:30. Заголовок: источник В золотом ..


источник

В золотом треугольнике
Татьяна Кириллова

Новой работой Алексея Ратманского - спектаклем "Анна Каренина" на музыку Родиона Щедрина, стартовал юбилейный X Международный фестиваль балета "Мариинский". Этот признанный балетный хит уже прошел на главных европейских сценах и был удостоен престижной премии "Benois de la danse". Его обновленную версию с нетерпением ждали в Петербурге, и вчерашняя премьера (сегодня балет будет показан второй раз), стала настоящей "бомбой сезона", как и предвещали критики.

Заглавную партию в очередь исполняют признанные звезды Мариинского балета Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина, сколь талантливые, столь и непохожие. Уже один этот "контрапункт" заранее сделал новую "Каренину" самым ожидаемым событием сезона.

В первом премьерном спектакле роковую любовь играли Диана Вишнева - Каренина и молодой Константин Зверев - Вронский (на фото). Неустанные репетиции, после которых, по признанию артистов, они буквально валились с ног, завершились блестящим результатом. Безупречная пластика, отчетливый рисунок танца, яркая эмоциональность - все это в сочетании с "инновационной" сценографией (сложная машинерия плюс видео), создает зрелище поистине незабываемое. Петербуржцы, без сомнения, будут готовы "проголосовать за него рублем", как до этого иностранцы голосовали своим евро. Того стоят и фантастические декорации, и изысканные костюмы, рожденные фантазией Микаэля Мельбю. Работа балетмейстера, который не уставал "проговаривать" с каждым исполнителем судьбу и характер его героя, привела к тому, что в спектакле, кажется, нет ни одного второстепенного персонажа. Каждый работает на успех нового творческого прочтения толстовского "бестселлера". Одной из блесток этого балетного полотна стала так называемая "игровая" роль графини Вронской, которую психологически точно и убедительно сыграла почти однофамилица героини - Александра Гронская. Магия цифр, имен, случайно-неслучайных встреч - это так по-толстовски...

Впрочем, в отличие от хрестоматийного треугольника Анна - Вронский - Каренин, в золотом творческом треугольнике Толстой - Щедрин - Ратманский нет ничего обреченно-трагического. Если, конечно, закрыть глаза на то очевидное обстоятельство, что этот балетный хит просто обречен на успех.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1212
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:30. Заголовок: источник Анна без..


источник

Анна без вариаций
// "Анна Каренина" Алексея Ратманского на фестивале "Мариинский"


Газета "Коммерсантъ-СПБ" № 68/П (4368) от 19.04.2010

Международный фестиваль балета "Мариинский". Открылся он, как водится, премьерой. Второй год подряд "право первой ночи" отдано Алексею Ратманскому, на сей раз поставившему балет Родиона Щедрина "Анна Каренина". За тончайшими нюансами психологической игры артистов наблюдала ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.

Господин Ратманский на сегодня — чуть ли не единственный на отечественной сцене балетмейстер с безупречной художественной репутацией, который не провоцирует танцевальное сообщество радикальными творческими поисками. Его хореографический стиль изыскан, точен, ясен, порой ироничен; он не ищет пресловутую "русскую душу", не выворачивает нутро в исповедальных до оторопи спектаклях. "Анна Каренина" для Алексея Ратманского — один из его постановочных хитов. Впервые балет был поставлен в Датском балете в 2004 году, потом с успехом прошел по балтийским странам: Хельсинки, Вильнюс, Варшава — везде собирая восторженные отзывы. Из польской столицы состав прямиком отправился в Петербург, прихватив оттуда сценическую обстановку.

Каркас спектакля господина Ратманского выстроен безупречно: все основные персонажи с их родственными связями прописаны в программе, важнейшие перипетии романа Льва Толстого сжаты в плотное драматургическо-танцевальное действо, быстрая череда эпизодов не приводит к назойливому мельтешению благодаря кинематографическим приемам. Эту "Анну Каренину" можно было бы назвать "балет-фильм": динамика сцен, быстрое переключение с общего плана на средний и крупный, монтажные виртуозные "склейки" и показ одного эпизода с разных точек зрения, словно бы этот спектакль одновременно снимали три камеры.

Художественное оформление просто и близко к гениальному (декорации и костюмы Макаэля Мельбю): закрытая коробка сцены с двумя проемами по бокам, часть задника временами приподнимается, обнаруживая то уютный уголок салона, то итальянскую набережную. На глухую стену проецируются изображения (художник-видеографик Уэндэл Харрингтон), обозначающие место действия: Зимний дворец, московская улица, вид Венеции или анфилада покоев аристократического особняка. Здесь, кстати, случались забавные накладки: так, например, в спальню Вронского поместили хорошо узнаваемые колонны из опочивальни Александра I в Екатерининском дворце в Царском Cеле, а также камин, очень похожий на камин из особняка великого князя Алексея Александровича на Мойке.

Напряженный хореографический интенсив (у Анны и Вронского аж 10 дуэтов!) тактично прорезан пантомимно-танцевальными вставками, очень деликатными и неназойливыми. Да и вообще, плотность танцевального наполнения у Ратманского совершенно иная, нежели у современных хореографов. Его дуэты не тянут на "полновесное" адажио или па-де-де, которое не грех показать в программе гала-концерта или балетного конкурса. Лаконичен обмен танцевальными репликами, содержащими максимум хореографической информации, приводящей к взрыву чувств, которые сублимируются в нескольких пластических фразах. Эти танцевальные мотивы, пересекаясь и накладываясь один на другой, сплетают хореографическую партитуру "Анны Карениной", попутно иронически обманывая ожидания стандартным воображением "взволнованной" или "страстной" поддержки. Нет как таковых "вариации Анны" или "соло Вронского", способных вызвать шквал оваций шикарно исполненным вращением или запредельным прыжком (премьерное течение спектакля вообще не прерывалось ни единым поощрительным хлопком!), но есть суть мучительных эмоций, которым найден удивительно точный пластический эквивалент. По всем канонам психологического театра прожила свою роль Диана Вишнева. Ее тонкая проникновенная игра и безупречно пройденные хореографические вершины переводят танцовщицу на новый качественный уровень.

И конечно, впечатлил паровоз. Вагон почти в натуральную величину открывается, как кукольный домик: то демонстрирует внешнюю сторону с подножками, дверьми и светящимися окнами, то — уютный мир купе первого класса Николаевской железной дороги. На премьере произошел конфуз. Переданный из Варшавы реквизит сошел с рельс в буквальном смысле и неторопливо двинулся по наклонной сцене в сторону оркестровой ямы, сопровождая перемещения угрожающим скрежетом. Занавес закрыли. В зал из-за рампы доносились глухие вскрики и даже стоны. По техническим причинам объявили антракт, после которого действие продолжилось уже без каких-либо изъянов. На финальных поклонах на сцену вывели автора музыки Родиона Щедрина и ту, для которой был создан этот балет 38 лет назад, — Майю Плисецкую. Публика отбивала ладони в овации. Занавес опускался и поднимался. После очередного поднятия зрители обнаружили двух Анн Карениных — Вишневу и Плисецкую — в объятиях друг друга. Господин Ратманский на поклонах перед публикой появился в самом конце, когда большая часть зрителей уже покинула театр.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1213
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:31. Заголовок: источник Бедная Анн..


источник

Бедная Анна
В Мариинке фестиваль балета открылся "Анной Карениной"


2010-04-19 / Ирина Губская, Санкт-Петербург

Если бы не либретто, смысл сцен, начиная с пролога, был бы довольно туманным. Лежит мертвая Анна, спиной к зрителю стоит Вронский. Все бы ничего, но вот мундирчик куцый, с завышенной талией. В общем, квадратный такой силуэт, из-под которого ниже пояса – трико, типично балетной степени облегания. Наверное, можно и в таком виде трагически переживать смысл жизни – но не в театре, и тем более не в прологе, когда еще ничего не сказано.

Вообще же для спектакля, не раз переставленного со сцены на сцену (нет, не европейский триумф, как представляли в анонсах, а вполне провинциальная история: появившись в 2004 по заказу Дании, переносился в Польшу, Финляндию, Литву), слишком много проколов. От злосчастного вагона, который, выполняя свои «пируэты», сорвал первый премьерный показ, зацепив покрытие сцены. Причем накладки в этом процессе мало того, что уже случались, так еще такой сложный элемент не удосужились выполнить «у себя», взяв напрокат с чужой сцены, и лишь ко второму спектаклю разорившись на качественные колеса.

Неразборчивые костюмы - не балетные и не исторические, так, «взгляд и нечто». Дамы с однообразными турнюрами. Знаменитое черное платье Анны лишено даже намека на соблазн и декольте – типично траурное. А красное в сцене оперы ну очень напоминает платье Скарлетт О’Хара. Каренин на ипподроме в пиджачке и шляпе времен своего детства. Интересное решение разве что в «смене цвета»: вначале белый Вронский и черный Каренин – затем наоборот. Декорации того же автора – Микаэля Мельбю: вход на ипподром похож на ограду зоопарка, ну и уже упомянутый поезд. Роль сценографии выполняли кинопроекции – дешево, но не сердито.

«Драматургическая концепция» Мартина Тюлиниуса - психологический конспект, словно отштампованный на фабрике либретто драмбалетных времен. Никакой «атмосферы» - треугольник и практически не идентифицируемая (но обозначенная в программке) массовка. В общем, не самая удачная постановочная бригада. И причиной появления спектакля в Мариинке, пожалуй, можно считать очередное стремление Валерия Гергиева «охватить все» - на этот раз исполнить «всего» Щедрина, ну и опять заполучить в афишу сочиняющего на его музыку балеты и назначенного главным спасителем отечественной хореографии Ратманского.

Основная «изюминка» мариинской премьеры - две полярных примы. Первый исполнительский состав, вероятно, повторит спектакль в более благоприятных обстоятельствах. Диана Вишнева к тонкому воспроизведению хореографии (в которой так много из «Золушки») добавит точность эмоциональной партитуры. Дебютант Константин Зверев, вероятно, сможет сделать Вронского не слишком ходульным. (В искаженном спектакле главными оказались отношения Анны и поезда, отодвинув далеко любовь к сыну, долг перед мужем, да и собственно Вронского.) Но вряд ли уйдут проблемы кастинга. Ислом Баймурадов с его темпераментом и ироничностью - Рэт Батлер в роли Каренина. В другом составе Сергей Бережной почти не танцевал, но сыграл драму – эмоциональную и пластическую. Его дуэты с Анной оказались главными сценами в спектакле. Хотя Ульяна Лопаткина скорее пушкинская Татьяна, с ее спокойной ровностью внешнего проявления эмоций (в трагические моменты Лопаткина старалась показать застывшее маской с расширившимися глазами лицо). И финальный шаг под поезд – потрясающе простой, без надрыва, как у Достоевского: взяла икону и шагнула из окна, потому что жить больше нельзя. Нет Толстого с его некоторой брезгливостью к падшей. И нет гибельной страсти, здесь переживание не любви – долга. У этой Анны истинный смысл жизни только сын – остальное какие-то «заданные обстоятельства».

Главная героиня второго плана – Кити, мелькает в спектакле, похоже, по аналогии с «деревенским па де де» в «Жизели». Евгения Образцова, пожалуй, для этой роли оказалась слишком вычурной. У Светланы Ивановой в другом составе идеально впору пришлась ее «хрустальная» светящаяся легкость. Удивительно, что за много лет в кордебалетных рядах редкая индивидуальность не стушевалась. Рядом с такой Кити даже «только с конюшни» Вронский становится нежным и внимательным. Юрий Смекалов, кроме чисто танцевальных достоинств: великолепное партнерство и точное чувство пластики хореографа, сыграл Вронского неоднозначным. Он трепетный в дуэте с Кити, ошарашен встречей с Анной, завоевывает ее, понимает переживания Каренина (мужской дуэт, пожалуй, не уступает драматизмом дуэтам Анны с Карениным).

Кстати, кроме главных героев, заподозрить в аристократическом происхождении некого – издержки репертуара и конвейера последних лет, почти истребившие понимание манеры. Оттого спектакль курсировал от ходульно-балетной пантомимы (где нужна тонкая, почти драматическая актерская игра) к неопределенным танцевальным блокам. Объединить танец и «не-танец» в единое полотно постановщику не удалось: «пеший ход» заканчивается, следует «препарасьон» - и танец.
В следующем составе ожидается еще одна яркая Анна – Екатерина Кондаурова. Отдельные роли – пожалуй, единственное, что может оказаться ярким в этой постановке. В остальном же премьера в Мариинке - еще одна иллюстрация к тому, что премия «Benois de la danse», которой отмечена эта «Анна» – не показатель, у хороших хореографов бывают неудачи (но не обязательно их тиражировать), а поездам в балете делать нечего.

Ирина Губская

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1214
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:32. Заголовок: источник Выпуск № ..


источник
Выпуск № 068 от 19.04.2010

Такие разные Анны

Торжественно открылся Х международный фестиваль балета «Мариинский». Как обычно, в зале было много зарубежных гостей и большой «десант» московских балетоведов. Присутствовали на премьере «Анны Карениной» Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского поэтесса Белла Ахмадулина, художник Борис Мессерер и, конечно, Майя Плисецкая, которую публика встретила овациями. В течение двух вечеров в заглавной партии выступили звезды Мариинской сцены – Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина
Игорь СТУПНИКОВ

«Анна Каренина» стала первым балетом по мотивам прозы Льва Толстого. Выбирая путь для музыкального решения, композитор обратился к партитурам Чайковского, чье творчество, по мнению Щедрина, было ближе всего Толстому. Щедрин использовал некоторые тематические и формообразующие элементы инструментальных сочинений Чайковского, совпадающие по времени написания с годами работы Толстого над романом. В 1972 году балет сочинялся Щедриным для Майи Плисецкой, ставился с ее участием, она же исполнила заглавную партию на премьере в Большом театре.

К партитуре Щедрина обратился целый ряд балетмейстеров, среди них – Алексей Ратманский, поставивший «Анну Каренину» в Копенгагене, Вильнюсе и Варшаве. Петербургская постановка является переносом спектакля из Польской национальной оперы. Драматургическая концепция балета принадлежит Мартину Тюлиниусу, который явно перенаселил спектакль действующими лицами – слугами, нянями, адъютантами, дипломатическими посланниками... Они превращают отдельные сцены в «живые картины», словно заимствованные из драмбалетов далекого прошлого. Алексей Ратманский всеми силами старается противостоять натиску хореодрамы и высвободить пространство для действенного танца. Это ему не всегда удается, и тогда со сцены веет скукой. Яркой и своеобразной хореография Ратманского становится тогда, когда он с помощью танца раскрывает зрителю сложный психологический мир главных персонажей – Анны, Каренина, Вронского.

Эмоциональный отклик на музыку – вот что в первую очередь отличает искусство Алексея Ратманского. Изобретательно поставлены дуэты героев: порывистые, страстные, нередко исполненные отчаяния и горечи – у Анны и Вронского, холодные, надломленные – у Анны и Каренина. Трагедия Анны и Вронского развивается в особом пространстве. Дуэты являются опорными точками хореографической драматургии и составляют как бы отдельный спектакль – замкнутый в себе мир любви героев.

«Анна Каренина» – спектакль синтетический, в его оформлении участвуют художник Микаэль Мельбю (декорации и костюмы) и видеографик Уэндэл Харрингтон.

Объемные слайды-проекции легко переносят зрителя из Москвы в Петербург, из бальной залы – на ипподром. Однако выразительные видеокартины-символы с их условностью вступают в противоречие с бытовыми деталями оформления – огромным письменным столом Каренина, кроватью больной Анны, посудой в руках суетливой челяди. Они кажутся взятыми напрокат из другой эстетической эпохи, разрушая целостность художественного оформления.

Удачно решены массовые ансамбли на балу у князей Щербацких, в оперном театре. Виртуозной выглядит сцена скачек: видеоряд передает динамику мчащихся лошадей, а на сцене господа офицеры взлетают в полетных прыжках, распластываются в воздухе, захваченные азартом и жаждой победы.

В роли Анны выступили Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина, танцовщицы столь разных индивидуальностей, что зрители увидели на премьерных спектаклях два разных балета. Диана Вишнева открывает в Анне черты романтического характера, с самого начала в ней чувствуется тоска по идеальному земному счастью, она сама не подозревает, какие громады чувств таятся в ее душе. Вишнева создает образ с неотразимой убедительностью, совершенным мастерством, темпераментом и тонким ощущением музыки. Ее вариации-монологи – это спор с нерасторопной судьбой, не выпускающей из заколдованного круга, где нет места любви.

Анна Ульяны Лопаткиной – статуарна, холодновата. Кажется, что на светских раутах она появляется с некоторой осторожностью, словно знает, чего стоят фальшивые улыбки подруг. Тонкая ажурная ткань танца Лопаткиной скрывает сильный характер, лед недоверия к Вронскому тает очень медленно. Эмоциональный поток обретает силу лишь в сцене сна: ночь уравнивает героев, сбрасывает с них маски, ноты трагизма пронизывают танец Лопаткиной.

Можно только предполагать, как волновался молодой танцовщик Константин Зверев, получив роль Вронского и став партнером Дианы Вишневой. Исполнитель справился с технической стороной партии – высокий прыжок, легкие вращения, точная фразировка помогли создать образ легкомысленного красавца-офицера. Есть в созданном характере порывистость молодости, но нет эволюции характера: от увлеченности – к страстной любви, а затем – осознанию трагедии.

Партнер Ульяны Лопаткиной – Юрий Смекалов, опытный и зрелый танцовщик-актер, прошедший серьезную школу в Театре Бориса Эйфмана. В партии Вронского Смекалов создал образ смятенный, полный противоречивых страстей, в игре и столкновении которых и заключался исток трагедии. Традиционно Алексей Александрович Каренин – персонаж «ходячий». Ратманский делает его танцующим, что придает большую силу сюжетному конфликту. Ислом Баймурадов лепит образ из тонких деталей – сухого, скупого жеста, «колючей», жесткой пластики в дуэтном танце.

Фестиваль продолжается. Впереди спектакли с участием звезд мирового балета, премьеры сочинений молодых хореографов и заключительный гала-концерт.

Спасибо: 0 
Профиль
Карина
постоянный участник


Пост N: 1215
Зарегистрирован: 11.01.07
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 23:33. Заголовок: источник «Анна Каре..


источник

«Анна Каренина» в Мариинке: Две судьбы

Х Международный фестиваль балета «Мариинский» открылся премьерой «Анны Карениной». Этот балет, сочиненный Родионом Щедриным в начале 1970-х для Майи Плисецкой (которая тогда сама же его поставила и танцевала), теперь представлен в версии Алексея Ратманского. Новая постановка, кстати, тоже выдержала проверку временем: мировая премьера состоялась в 2004 году в Копенгагене, затем спектакль шел в Вильнюсе и Варшаве. Польскую постановку и перенес к себе Мариинский театр.

Здесь прямое продолжение линии, взятой фестивалем год назад, когда премьерой был «Конек-Горбунок»: тот же Щедрин и тот же Ратманский. «Конек» был очень хорошо принят (на днях Ратманский, кстати, получил за него «Золотую маску» в Москве), но «Анна Каренина» вашему обозревателю показалась интересней. Она совсем другая, нежели чем комедийно-авангардный «Конек», смешной и эстетически претенциозный. Перед нами образец современного «драмбалета», только не советского, а западного, как у Кранко, МакМиллана или Ноймайера: насквозь танцевального и при этом всерьез обращенного к большой литературе.
Ратманский не довольствуется тем, чтобы втиснуть историю Анны Карениной в прокрустово ложе балетного либретто. Его задачи шире, а спектакль гораздо объемней: он многослоен и затрагивает несколько пластов романа, которые увидеть в балете мы не ожидали никак. В частности, тему страшного технократического века и его порождения – железной дороги, столь значимую для Толстого. Натуралистический и в то же время подернутый патиной времени вагон (сценография – Микаэль Мельбю) становится не принадлежностью, но действующим лицом спектакля. Сначала мы видим только его край, устрашающе большой и материальный, который выдвигается из ближней кулисы; затем он появится, неожиданно фронтально, в открывшемся проеме и поедет на нас, надвигаясь боком; затем он разворачивается, открывая свои внутренности, где дремлют пассажиры, и вновь поворачивается, скрывая их. Он движется произвольно, без всяких рельсов, ездит по сцене, как ездил знаменитый занавес Давида Боровского в «Гамлете» на Таганке, и живет своей необъяснимой и грозной жизнью. Вагон хорош – а с неприятным инцидентом, происшедшим на премьере, предоставим разобраться монтировщикам.
Декорацией служит пустая скругленная плоскость. В ней поднимается широкая панель, открывающая низкий проем, горизонтальный, как вход в египетскую пирамиду, что придает конструкции одновременно архаичный и футурологический вид. На плоскость проецируются иллюзорные видеодекорации, нерезкие, плывущие, как в старом кино. Модный и привычный уже прием на этот раз использован блистательно (мастер видео – Уэнделл Харрингтон): именно этот прием позволяет так оперативно и пластично менять место действия и создает среду для непрерывного, стремительного действия. Спектакль открывается сценой с мертвой Анной, а далее с неукротимой быстротой разворачивается ретроспектива ее истории.

Стремительность есть главное свойство художественной ткани этого балета; стержень хореографии – быстрые темпы, которые контрастируют с замедленной, томительной музыкой Щедрина, а моментальная смена мест действия создает ощущение непрерывной внутренней жизни героев: они показаны нам не в ключевые моменты, но в неразрывной, цельной цепи событий. И наконец, это вносит в спектакль кинематографический принцип монтажа, что также воплощает ритмы технологического века.
Замечательно и совсем необычно поставлены Ратманским большие кордебалетные сцены: скачки и театр. В них движение работает как в классической пантомиме – не специфически балетной. В сцене на ипподроме нет ни одного имитирующего скачки движения. Есть общая динамика, скоростной ритм; мы видим группу офицеров, мужской кордебалет, – и следя за их реакциями, узнаем о ходе конного состязания. И точно так же в сцене театра кордебалет представляет нам публику, дам и господ, заполнивших партер. Но и – одновременно – необъяснимым образом еще и то, что видит эта публика на сцене. Следует внезапный трепет множества поднятых к плечам ладоней: нет, они пришли не на оперу, там дают что-то балетное, «сильфидное».
Как и следовало ожидать, у двух прима-балерин, обладающих несхожими темпераментами, героини (а, следовательно, и сам спектакль) получились разными. Анна Дианы Вишневой прелестна и пикантна, Анна Ульяны Лопаткиной прекрасна и величественна; первая импульсивна и безоглядна, вторая страстна и патетична. Если же говорить о психологическом аспекте, который здесь, как в любом драмбалете, априори важен, то Вишнева безошибочно показывает мельчайшие перипетии душевной жизни героини, а Лопаткина – нет, она создает масштабный, почти трагедийный образ. Анна Вишневой искренна, честна и, между прочим, глубоко добродетельна: почувствовав первую тягу к Вронскому, кидается к мужу, ища защиты от своей страсти. А поняв, что полюбила, уже не может больше с мужем жить. Все трио с Карениным и Вронским у Вишневой решены чрезвычайно убедительно и выпукло.
У Лопаткиной картина иная. Ее Анна – блестящая петербургская grande-dame, она не только плоть от плоти высшего света, но и его воплощение, его центр. Сдержанность обманчива; довольно скоро мы понимаем, что страсть не настигла эту Анну внезапно. Она давно ее ждала, жаждала; на этом фоне с особой силой звучит тема Каренина, трагедия старого мужа, обманутого и нелюбимого. Так подает ее Сергей Бережной, танцовщик прежнего поколения, бывший премьер, а ныне репетитор труппы, давно уже не выходивший на сцену. В спектакле занята еще одна блистательная танцовщица былых времен – Любовь Кунакова (в роли княгини Щербацкой), – так театр неожиданно и элегантно возобновил старинную балетную традицию, по которой артисты могли не покидать подмостки бесповоротно, но появляться в не требующих танцевальной виртуозности мимических ролях. И эстетическая преемственность становилась крепче, и поколения не сменяли друг друга столь радикально.

Еще у Лопаткиной с силой и неожиданной теплотой подана материнская тема, которая у Вишневой оставалась формальной. Кстати, то, что финал в спектакле Вишневой выглядел скомканным, а в спектакле Лопаткиной – драматургически убедительным, связано именно с указанным обстоятельством. В спектакле с Лопаткиной финал был предельно ясен: отнят сын – счастье теряет смысл – распад отношений с Вронским – вокзал и роковой поезд...

Что же касается танца, то у Вишневой он совершенно растворен в образе, его почти не замечаешь, следя за спектаклем, за Анной, – так и должно быть, эстетика спектакля это предполагает; танец здесь призван воплотить образ. Иначе у Лопаткиной: ее танец, широкий, захватывающий полсцены, довлеет над балетом в целом. Но отпечатывается в памяти почему-то именно этот танец.

Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 45 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия